Отзывы о спектакле "Медея"
назад на "Театр"
на страницу спектакля "Медея"
Автор RATANN (22.12.2012г)

С каждым просмотром этого спектакля я все больше убеждаюсь,что авторы сотворили маленький (по времени)шедевр,тонкую изысканную вещь, филигранную работу.

Это был мой третий просмотр спектакля, и опять Медея и Язон были иными.В спектакле больше нет громкой речи , герои говорят тихо,в голосах только печаль и тоска.Даже фразы о ненависти, что гложет ее, Медея произносит спокойно, будто свыкнувшись и полностью приняв ее в свою душу.Эмоции сглажены внешне, но от этого они стали еще сильнее,еще проникновеннее.

И Язон только кажется спокойным - все чувства написаны у него на лице .Тоже тихий голос,но сколько в нем боли и грусти! Всего один раз он позволяет себе сорваться:"У меня был корабль, у меня были верные друзья, у меня был Арго!"  Только в этих словах эмоции выплескиваются через край – ему невыносимо думать, что он потерял настоящую ЖИЗНЬ,растерял свою храбрость и отвагу.Вместе с Медеей он изменился,погрузившись сначала в мир страсти и любви ,а затем и преступлений . Теперь он устал от этой жизни,полной ненависти и мщения. Он устал от этой всепоглощающей любви,которая разрушила его судьбу.
Он сам протягивает Медее нож, говоря "Лучше бы ты убила меня,Медея!" Сжаты в этот момент кулаки , дрожат руки, гримаса отчаяния на лице – может быть, он ждет, что Медея освободит его от страданий. Но она не может поднять на него нож - и Язон облегченно вздыхает.  Как это сильно и эмоционально точно сыграно !

А потом он уходит,не обернувшись.И Медея тихо шепчет (только шепчет,а раньше это был крик отчаяния):"Обернись , Язон!" Не обернется , и Медея это чувствует, поэтому шепчет скорее для себя.Он не захочет услышать и не обернется, как бы громко она не звала его.

Язон не обернется,но никогда Медея не исчезнет из его памяти,она всегда будет с ним.Обнимая других женщин,он будет вспоминать Медею,искать ее в чужих душах и телах ,несмотря на то,что сейчас стремится убежать от этих сжигающих его чувств. "Неужели ты думаешь, что я покидаю тебя потому, что ищу новой любви? Неужели думаешь, что я хочу начать все снова? Я ненавижу теперь не только тебя, я ненавижу любовь!" И еще: "Я хочу забвения и покоя."
Можно обвинять в этом Язона? Григорий играет так ,что ему нельзя не посочувствовать, нельзя не понять.Столько экспрессии в его жестах,мимике,что невольно встаешь на его сторону,принимая его действия и поступки.

И вот последние слова Язона уже после смерти Медеи
"Теперь надо терпеливо возводить жалкие леса человеческого счастья . Теперь надо жить, следить за порядком: издавать законы и вновь без всяких иллюзий строить по своему подобию мир…" Каким мертвым голосом была сказана эта фраза,с какой злой ухмылкой произнесены последние слова! Он будет жить,пусть и с мертвой душой,которая никогда не воскреснет.Но таков его выбор.Осуждать его?Нет.

А мой выбор после вчерашнего спектакля - Язон.Я поверила ему,я приняла его сторону,хотя раньше думала совсем иначе.
И вновь меня потрясла сила актерской игры,которая держит зрителя в напряжении весь спектакль,и впечатления от которой сохраняются очень надолго.
http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000036-000-280-0-1356277135


Автор
HotGiRl (22.12.2012г)

Я впервые была на Медее.То ,что я туда попала - настоящее чудо! Я в восторге!!!То,что происходило на сцене меня потрясло. Юлия просто превосходна в этой роли,к сожалению не видела других её ролей,но вчера она меня потрясла. Как она прочувствовала свою героиню.В некоторых моментах просто до мурашек и слёз. Очень понравился момент разговора Медеи и Креона,и почему то в моё сознание очень врезались слова о том что Медея и Язон не разлучны.Что Крион берёт не только Язона ,но и Медею вместе с ним.И её истерический смехпо поводу того,что это Язон попросил её отпустить.Вот тут у меня почти выступили слёзы, такое ранящее действие от любимого человека.Вообще к Медеи практически на протяжении всего спектакля у меня было сожаление,которое исходило из самой глубины души.Хочу отдельно отметить взгляд Юлии..это сложно объяснить,это нужно увидеть.Её слёзы,интонации,жесты..Всё настолько откровенно,я бы даже сказала интимно.Понравилась игра няньки..и все сцены с ней. Её умоляющий тон,просящий Медею остановится и вернуться домой…Моего лексикона не хватает что бы описать то,что чувствуешь когда смотришь такие сцены и весь этот спектакль в принципе.Потому что ,действительно,то что видишь.тебя завораживает и захватывает. Ты стараешься понять каждого героя,каждую сцену прокручиваешь в голове..Далеко не каждый спектакль на такое способен. И скажу честно из всех спектаклей,которые я видела с Григорием-это лучший.Ну вот я и подошла к Язону.

Сам Язон мне очень симпатичен.Герой вызывает разные чувства,иногда его жаль, а местами,хочется убить.(Наверное здесь во мне играло чисто женское).По поводу монологов Григория..Скажем так,они тронули меня..Но ..иногда мне казалось что,не хватает чего-то в его взгляде,мимике..Сама ещё не поняла как это объяснить.Я несколько иначе представляю взгляд и выражение человека ,который оказался в такой ситуации , вся его прошлая жизнь закончилось, любовь..которая была безумной ,тоже уже совсем не та, Но всё таки я осталась довольна игрой Григория. Просто низкий поклон Юлии и Григорию за их совместные сцены!!!!Вот тут я просто готова сказать БРАВО! Разговор близких людей, которые не могут друг с другом и не могут по другому.Очень сильная сцена. Исповедь Язона о жизни с Медеей:об их любви, о ревности, убедила меня в том,что Григорий,действительно, играет опираясь на прежитое самим.
Все актёры большие молодцы!Все играли достойно!
Это лучший спектакль, на котором я когда- либо была. Настоящий новогодний подарок. Думаю.что эмоции от спектакля ещё долго не отпустят меня.
http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000036-000-280-0-1356277135

Автор
Fifine.

Второй просмотр Медеи.

Вчера после просмотра «Медеи» мне вдруг пришла мысль, что спектакль это как симфония, или джазовая импровизация - стоит одному из музыкантов немного сфальшивить и пропадает картинка, так тщательно нарисованная автором. Исчезает ощущение, полета вызываемое именно тем построением нот и фразеровкой, которые выстрадал композитор. В «Медее» это особенно остро ощущается, потому что контакт у артистов со зрителями можно сказать непосредственный. Видна не просто каждая эмоция, выраженная взглядом, движением, голосом, виден каждый оттенок, каждый полутон этой эмоции. И хоть чуточку соврав любой из артистов (даже те, кто играет сопровождение Креона) может сорвать мизансцену, а то и всю композицию. Да именно композицию, потому что Медея для меня после второго просмотра стала Музыкой и Танцем. Мне не важен был текст, произносимый актерами - наверняка они что-то пропускали или забывали. Важен был лишь тот накал страстей и эмоций, который шел со сцены. Все было понятно без слов: и страдания покинутой Медеи, страстно желающей вернуть любовь, и обреченное упорство Язона, с которым тот хочет начать новую спокойную жизнь и даже страх няньки - старой, измученной женщины ищущей тихого уголка.
Еще и еще раз меня восхитила глубина, заложенная в пьесу Ануем. Как и в Орфее тут просто огромное поле для актерского поиска. И актеры, вместе с режиссером ищут. Если на премьерном спектакле я была больше на стороне Медеи - покинутой в чужой стране женщины, которую предал любимый человек даже не ради другой, а ради власти, то сейчас я увидела две абсолютно равноценные правды. Правду Медеи и правду Язона. Раньше Язон упрекал Медею, а она только оправдывалась. Вчерашняя Медея стала сильнее. Она обвиняет Язона в ответ. И ее резкие слова о том, что Язон такой же злодей как она попадают в цель. Это заставляет зрителя еще больше понять то последнее кровавое преступление, которое совершает эта отчаявшаяся женщина. В то же время исповедь Язона о том, как он, взявший Медею с собой из Колхиды исключительно для развлечения, вдруг обнаружил, что обязан и хочет о ней заботиться, тоже кристально искренняя. С того  момента, когда Медея оказалась рядом, Язон потерял все - друзей, корабль, свободу, себя. Чего боится Язон? Сильной женщины, которая не даст ему расслабиться ни на минуту или же того, что не сможет уже жить без этой женщины. Чего он хочет? Свободы или спокойной мирной жизни. Наверное и того и другого. Язон устал от постоянной борьбы двух сильных личностей, он понимает, что Медея постепенно поглощает его, он хочет сбросить с себя этот груз. И в то же время он хочет покоя. Он просто хочет того, чем занимались все его предки - править. Когда Медея, обхватывая Язона руками ссади, кричит «Убью» - тот сам дает ей нож. Но как же ему в этот момент страшно. Как только Медея отбрасывает нож, за секунду до этого приставленный к горлу любимого, Язон выдыхает и кажется, что его сейчас просто стошнит от перенесенного шока. «Все…» говорит Язон. И зритель понимает, что это действительно была последняя капля. Пауза после этого «Все…» была выдержана Гришей просто гениально. И слова, произнесенные потом «Я устал от постоянной войны» уже не имеют значения. Имеет значение это «Все». Дальше у Медеи  уже нет никакой надежды и она, понимая это, дает Язону уйти.
Очень здорово, что Язон, пришедший к Медее, в этот раз не был опустошенным или изображающим полную пустоту внутри. Премьерный Язон боялся  своей еще не ушедшей любви. Он еще не принял решения, придя к Медее. В его душе еще теплилось чувство к женщине, пожертвовавшей ради него всем. Вчерашний Язон был гораздо жошче. Для него отношения с Медей уже в прошлом, он точно знает, что он хочет ей сказать и ее обвинения, хоть и понятны Язону, но не могут ничего изменить. Он честно признается, что сначала использовал Медею, как красивую вещь, как игрушку («Я взял тебя из Колхиды вместе с руном, чистой и нежной»). Любовь пришла потом и оказалась ему не нужна. Он испугался зависимости от Медеи, испугался ее силы. Слова Язона в его монологе-исповеди жестоки, но многое объясняют. Такой Язон действительно не может быть рядом с Медеей. Они слишком похожи друг на друга, слишком любят свободу и полет, чтобы находиться в одном пространстве. В этот раз, я увидела не просто трагедию мужчины и женщины. Я увидела трагедию двух сильных людей, которые хотят, но не могут быть рядом.
Скорее всего, я больше не пойду на этот спектакль. Не потому, что боюсь разочароваться, а потому что такой накал переживать страшно. С такой правдой жизни не хочется столкнуться еще раз. Она пугает и как сказал один мой знакомый человек «смотреть это больно».

Сравнительный анализ двух виденных мной Медей.

Мне всегда очень интересно думать в театре. Ведь искусство не суть просто развлечение. Главная цель любого произведения - заставить зрителя задуматься, переоценить свои взгляды. Настоящее искусство это не отдых, а напряженная духовная работа, направленная на то, чтобы сделать мир добрее и чище. В этом смысле Медея в постановке Цитрняка - искусство в высшем его проявлении. Это час бесконечного поиска. Зрителя как будто бросают в бушующее море жизненных страстей и он должен вместе с героями пьесы пережить трагедию двух личностей.  Ведь «Медея» это не просто рассказ об огромной всепоглощающей любви. Для Язона это также история предательства, а для Медеи - дорога к справедливости.  Но такой подтекст появился у меня только после второго просмотра.
На премьерном показе я увидела любящую Медею, готовую все простить Язону, лишь бы он вернулся к ней. Она готова страдать и жертвовать. Она, гордая сильная женщина, унижается перед своим любимым, пытаясь  оправдаться перед ним в ответ на его жестокие обвинения. Медея неотделима от Язона, потому что она такая, какой Язон ее сотворил, взяв из Колхиды невинной девочкой. Она не представляет себе свою жизнь без Язона, потому что ее сила в любви к нему и ради этой любви она превращается в исчадие ада, в женщину, убившую брата и отца, предавшую свой народ. Медея прекрасно отдает себе отчет  во всех своих преступлениях, она только просит Язона не бросать ее, ибо без него в жизни Медеи не будет больше оправдания ее теперешнему коварству, жестокости и бесчеловечности, а другой она уже стать не сможет. Язон не научил ее жить по-другому, поэтому Медея цепляется за него как за спасательный круг. С уходом Язона заканчивается ее жизнь и Медея уходит, забирая с собой детей. Убийство детей - это последнее преступление Медеи, это ее способ сказать Язону, что без него ее жизнь не имеет смысла. 
Пусть Медея в данной трактовке неоднозначна и не стереотипна, ее образ на премьере показался мне невероятно целостным и законченным. Но увидев спектакль во второй раз, я была поражена как, Юлия Рутберг, использовав все свое мастерство, сделала свою Медею еще сложней. С самого начала, с первых звуков музыки, доносящихся с праздника, становится понятно, что Медея дошла до предела своих страданий. Она ненавидит всех кроме Язона. Даже судьба няньки, единственного человека, связывающего Медею с родиной, ей по большому счету безразлична. Медея жива только надеждой на возвращение ее любимого. Она примет его и простит. Медея еще верит, что ей удастся уговорить Язона не бросать ее. Главное, чтобы он пришел поговорить с ней. А уж там ее любовь заставит его забыть и обещания царя Креона и эту маленькую Креузу, которая по мнению Медеи ничего не значит для Язона. Именно поэтому, даже после известия о свадьбе Язона и Креузы, Медея не престает ждать. Именно поэтому она унижается перед Креоном, умоляя его позволить ей остаться и дать ей возможность повидаться с Язоном. Она не будет мстить, если у нее не отберут ее любовь. Медея честнее тех людей, которые ее окружают. Она не отвечает ударом на удар, показывая, что не хочет крови и ненужных жертв. Она терпит все ради Язона. А Язон приходит к ней с чувством собственного превосходства. Он порвал со своим прошлым, которое не менее жестоко и преступно, чем у Медеи и хочет начать новую жизнь, в которой нет места такой женщине как его прежняя возлюбленная. Но Медея готова бороться за Язона. Она уже не просто оправдывается (как на премьере), она тоже обвиняет в ответ и Язон ничего не может поделать со справедливостью этих обвинений. Медея сильнее своего возлюбленного, потому что, в отличие от него, ей движет только безграничная любовь. И только когда Медея понимает, что все ее мольбы и унижения напрасны, она решает отомстить, а может быть просто справедливо наказать. И наказывает она только Язона, потому что кроме него для Медеи в этом мире не существует ничего и никого, ни родины, ни детей ни окружающих. Все это для Медеи лишь инструмент возмездия. И она жертвует всем, нанося себе таким образом последний удар.
А что же Язон? На премьере это мужчина, который многое испытал и многое понял. Его путь привел его в царство Креона, где он, наконец, может найти покой и тепло. И Язон с радостью бросается в новую жизнь. Ему надоело мотаться по свету с когда-то любимой женщиной, которая со временем стала обузой. Он сам признается, что взял Медею из Колхиды, точно так же как взял Золотое Руно. Медея была для Язона с самого начала красивой игрушкой, которая послушно выполняла все его прихоти. Да, Язон по своему любил Медею, но это с его стороны было скорее страстью чем любовью. Изначально он воспринимал ее как помощника, солдата, воюющего радом с ним и только ночью на привале Язон вдруг обнаруживал, что этот друг, солдат, помощник еще и женщина. Это Язон первый покинул их семейное ложе. И пусть Медея позволила ему отдалиться, первый шаг сделал Язон. Но на премьере Язон еще полон сострадания к своей бывшей возлюбленной, он утешает ее и разделяет ее горе. Он приходит к Медее со страхом того, что не выдержит и останется. Он хочет сделать их расставание менее болезненным для нее. Именно поэтому на премьере Язон появляется как бы совершенно пустой. Этим он пытается убедить Медею, что у него нет никаких чувств к ней -  ни любви ни ненависти. Он как ребенку объясняет ей, что он изменился и не может так дальше жить, и Медее нет больше места рядом с ним. Такой Язон слаб, но достоин нашей симпатии.
Второй просмотр открыл мне новые грани и без того неоднозначного образа Язона. Он становится более жестоким и обвинения, которые Язон раньше использовал, чтобы объяснить Медее, что же сломалось в их отношениях, теперь звучат как жестокий приговор. Язон больше не щадит чувств той женщины, которая раньше была для него всем - другом, женой, матерью. Он бьет наотмашь, говоря Медее, что она просто стала его трофеем в Колхиде. Обвиняя Медею в изменах, Язон уже не ревнует (как не премьере) - в нем просто говорит чувство собственника. К тому же для Язона Медея - преступница, которая наложила бы пятно на его новую светлую жизнь. Если поступками Медее движет любовь, то Язон по мещански меркантилен. Брак с Креузой для него не акт любви, а лишь способ добиться власти и возможно искупить свои прежние преступления, став справедливым правителем. С одной стороны - цель высокая, но ради ее достижения Язон жестоко бросает женщину, отказавшуюся ради него от всего - от честного имени, родины, богатства,  отдавшую ему все - любовь, честь, идеалы. На втором просмотре у Язона уже нет сочувствия к Медее. Им движет лишь желание поскорее разорвать этот Гордиев Узел. Язон предает Медею ради царства Креона, ради новой правильной жизни. В своем эгоизме Язон думает, что Медея переживет разрыв, пусть болезненно, пусть в душевных муках, но переживет. Ведь он же, Язон смог. И Медея сможет, потому что она сильная. Но Язон не понимает, что Медея без его любви всего лишь женщина, а не воин. А женщина за предательство мстит.
Вот они Язон и Медея, полные жизненной правды и страстей люди. Праведные и грешные, жестокие и достойные сочувствия. Никогда еще греческие сюжеты не были так близки современности. Сколько Язонов, променявших любовь на благополучие, живет сейчас в этом мире. Сколько Медей духовно уничтожило своих детей из ненависти к их отцу. Все это - настоящая жизнь. И Медея в постановке Цитрняка заставляет взглянуть на окружающих нас людей под другим углом, стать терпимее и не осуждать. Ведь за каждое наше действие мы несем ответ, если не перед Богом и людьми, то перед самими собой.


Автор Грифон, 09.11.2012г.

прошло уже больше суток, а я снова и снова возвращаюсь в тот удивительный вечер пятницы... Что же произошло с нами?
Катарсис, шок, озарение или всё это вместе взятое?..
Магия начала происходить ещё до начала спектакля: погас свет, все затаили дыхание, повисла звенящая тишина... Все было пропитано ожиданием необыкновенного потрясения, и оно не заставило себя ждать...
Первая сцена: луч прожектора выхватил лицо Актрисы, она начала говорить, и весь мир сконцентрировался в ней... Её необыкновенный голос - то бархатный, то неистовый, то грубый -проникал в самое сердце. Её энергия захватила весь зал. Актриса растворилась в своей героине. Перед нами была женщина-месть, женщина-страсть, женщина-террор. Рутберг собрала в своей героине вулкан чувств, которые сжигали её изнутри и испепеляли всё вокруг, не оставляя никакой надежды на мирное существование.
Медея. Эта героиня античности воспета многими древними поэтами и писателями современности. Женщина, которая ради любви к Ясону, убила собственного брата и раскидала куски его тела по морю, чтобы отец, бросившись собирать останки сына, не догнал "Арго" - корабль, на котором она сбежала с Ясоном, похитив золотое руно. Царевна, которая продолжила череду убийств, чтобы вернуть своему возлюбленному трон. Волшебница, властная, гордая, всемогущая, не останавливающаяся ни перед чем, чтобы вернуть своего мужчину.
Рутберг использует все краски, чтобы показать мощь плоти, силу ненависти и любви. В одной из сцен она рождает своего "третьего" ребёнка - девочку - ненависть. И становится понятно, что эта женщина готова убивать без конца, потому что Ясон принадлежит ей и только ей, без остатка.
Ясон. Мужественный, прекрасный, но утомившийся от разрушительной любви Медеи. Герой, желающий уже в конце-то концов обрести душевное спокойствие в объятиях своей невесты - дочери царя Креона - Креузы.
Самая главная часть спектакля - диалог Медеи и Ясона. Как прекрасен этот дуэт! Ясон устал от вулкана страстей. Он предъявляет Медее претензии одну за другой, он тяготится их прошлым: убийствами, которые они совершали вместе, разрушениями, остававшимися после их бегств...
Антипенко проживает судьбу своего героя на разрыв аорты. Когда он становится в центре сцены, на заднем плане, раскинув руки и кричит: "У меня был корабль!!!", всё тело пробирает дрожь. А потом ещё раз: "У меня был Арго!!!"
Все сцены между этими двумя героями, когда-то любившими друг друга, взрывают чувства зрителей.
Какой же мощный дуэт! Полная гармония, взаимодействие каждой клеточки, всех невидимых струн их душ...
Мне понравилось всё: великолепная сценография - все движения отточены, но легки; игра света и теней насыщена, но проста в восприятии; полные богатого подтекста декорации-символы, уникальны; костюмы, построенные на контрастах, понятны: война и мир; потрясающая музыка, и, конечно, Актёры!
Сцена убийства детей настолько сильна по восприятию, что ужас холодной струйкой скатывается по спине. От неистовства героини леденеет душа...
Рутберг - ВЕЛИЧАЙШАЯ РУССКАЯ АКТРИСА! Это солнце, рядом с которой начинают светить все. Божий дар иметь такую партнёршу!

29 НОЯБРЯ спектаклю исполнится год. Я призываю всех, кто ещё не видел его, и кто в Москве, сходите! Это будут незабываемые по силе эмоции!!!

Я видела Рутберг в "Пигмалионе". Она там хороша, но "Медея" - это высочайшая вершина! И спектакль этот - ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО! Спасибо режиссеру, который взялся за этот материал. Я долго не понимала, зачем и почему... Но те чувства, которые испытываешь от мощной игры актёров, зашкаливают. И пережить их можно только на трагедии. На сегодняшний день я видела ГА в "Одессе", "Пигмалионе", Двое на качелях". Он очень талантлив во всех этих ролях, у него огромный потенциал, но то, что они делают с Рутберг в "Медее" - это наивысший пилотаж!
"Двое на качелях" со временем приблизится к высокому искусству, но самая выдающаяся партнёрша у ГА, на сегодняшний момент, это, конечно, Рутберг. Она, как доменная печь, энергия её зашкаливает. После продолжительных аплодисментов, все молча двинулись к выходу. В углу оставалась сидеть девушка, прижав руки к лицу, и она беззвучно тряслась в рыданиях. Мы тоже не могли разговаривать несколько минут...
Гриша выглядит отлично. На премьере "Двое..." он был с длинными волосами, а 9-го с прекрасной стрижкой. Юлия Рутберг прекрасна. Актрисе подвластна любая роль, любая внешность. И Грише тоже. Для режиссеров - подарок работать с такими актерами. ГА ведёт себя очень уважительно по отношению к ЮР. Ну а как иначе?




Tatty,
04.12.2011г.

Раздаются первые звуки музыки, зажигается свет и все вокруг перестает существовать, все, кроме происходящего на сцене. Медея, одинокая и уставшая, изгнанная, но не сломленная. Её душит ненависть ко всему, мир для нее перестал существовать в тот момент, когда её покинул любимый, ради которого она жила столько лет. И он совсем близко. Но не с ней. От этого Медея ненавидит все еще больше. Эти людишки, которые танцуют и радуются жизни... Как же она ненавидит всех их, и еще больше от того, что возможно ОН среди них… Пустота внутри нее. Ей все равно, что будет с ней, нет Медеи без Язона. Но есть еще маленький лучик надежды на встречу с ним. Как хочет она вернуть его! Только эта надежда и позволяет ей жить.
И вот появляется мальчик, который приносит ей весть о том, что Язон придет к ней. О счастье! И вдруг известие о том, что Язон женится на дочери Креона. Шок. Рушится последняя её надежда. Боль с этой минуты не отпускает Медею. Вот она, минута слабости, нет больше женщины-воина, перед нами обычная брошенная женщина. «Женщина! Женщина! Сука! Плоть, созданная из комка грязи и мужского ребра! Ошметок мужчины! Непотребная! …Такая же, как и все! Только еще трусливее, еще доверчивее, чем другие.»
Но постепенно пустоту и боль сменяет в Медее ненависть. Она вползает змеёй в её тело. И гордая царица вновь поднимает голову. Месть, она единственная имеет смысл сейчас для Медеи. Она не позволит себе слабость. Она отомстит за ту боль, которую причинил ей Язон.
Как великолепна Юлия! Перед нами настоящая дочь царя. Она сильная и гордая. И в этот момент кажется, что она права во всем, что нельзя иначе, забываешь обо всех её грехах, как жаль эту брошенную и обманутую женщину! Хочется протянуть руку и сказать: «Да! Сделай это! Отомсти!»
План мести уже созрел в голове Медеи. Ей остается только выиграть время. Как умоляет она Креона позволить остаться ей до утра! Он позволяет и подписывает этим себе смертный приговор. Как тяжела её ноша! Как страшна Медея в своем гневе! Но у нее впереди еще разговор с Язоном. Зачем Язон пришел к Медее? Этот вопрос не дает покоя.
Язон приходит с каменным лицом, ни одной эмоции, ни улыбки, ни ненависти. Эта каменная маска, что скрывается за ней? Медея кидается к нему, обнимает. Язон же по-прежнему не реагирует. «Дай-ка я посмотрю на тебя. Это тебя я любила?.. Это с тобой я спала 10 лет?.. Не боишься?» – «Боюсь!»… «Как легко было бы жить на свете без Язона» - «А мне без Медеи». Он по-прежнему спокоен. «Но существуют и Язон, и Медея!»
Кажется, что для Язона все кончено. Но так ли это? На лице по-прежнему нет эмоций. Пуст ли Язон? Неужели у него не осталось никаких чувств? Или это маска для того, чтобы скрыть от Медеи нечто, что она тщетно пытается рассмотреть в глубине его глаз? Ответа пока нет… Но Медея хочет получить ответ на свой вопрос.
«Почему ты помешал ему убить меня?» - «Потому что ты долгие годы была моей женой, Медея. Потому что я любил тебя.» - «А теперь я больше тебе не жена?» - «Нет.»
Она не может принять такой ответ: «Ты можешь изгнать меня, Язон, но никогда не исчезнет Медея из твоей памяти! ... Твой ум, твой грязный мужской ум может хотеть этого, но ему наперекор твои руки, блуждая во мраке ночи по чужому телу, будут искать очертания тела покинутой Медеи . … Отруби себе руки, Язон, отруби их сейчас же или замени новым, если хочешь любить!»
Она шепотом выкрикивает эти фразы… Её губы касаются его уха… Её руки обхватывают и сжимают его грудь, следуя все ниже и ниже, усиливая свое давление… Его руки опущены, с каждой её фразой, все сильнее сжимаясь в кулаки. Еще мгновение и она достучится до него, она разбудит того Язона, её Язона, с которым они были близки 10 лет… Еще мгновение… Он яростно отбрасывает её руки и вскакивает. Нет, он не может допустить возврата. Его подсознание хочет этого, но он сильнее.
«Неужели ты думаешь, что я покидаю тебя потому, что ищу новой любви? Неужели думаешь, что я хочу начать все сначала? Я хочу забвения и покоя!»
Но выясняя, почему же они расстались, Язон до сих с болью вспоминает измены Медеи. Нет, она не безразлична ему. Но эта боль не позволит ему быть с ней снова. Не может он простить ей эту боль, которую она ему причинила, все мечты, которые не сбылись. Волна ненависти и обид захлестывает его. «Ты страдал.» - «Да» - «Так почему же ты так долго оставался со мной?» - «Да потому, что я любил тебя, Медея!»
Да, ненависть именно то чувство, которое испытывает Язон. Но, мне кажется, ненавидит он не Медею, а свою зависимость от нее, понимая, что по прошествии всех этих лет, он все так же связан с ней той невидимой нитью. Зачем он пришел к ней? Эти нити нужно было порвать. И он порвет их, переступив через себя, переступив через Медею, но он сделает это. И только тогда он сможет быть свободным.
«А теперь я хочу остановиться, стать обычным человеком… …Я хочу простого человеческого счастья!» - «Язон, а если бы я сказала, что хочу вместе с тобой ступить на этот новый путь, ты бы мне поверил?» - «Нет… Прощай, Медея! Не могу сказать тебе: «Будь счастлива», будь самой собой!»
Язон уходит, не оборачиваясь, а Медея в изнеможении ждет, что он передумает и вернется. Только он мог быть её спасением. Но нет. Язон не вернется и с этого момента все предрешено.
Больше нет Медеи-человека. Это раненая одинокая волчица, воющая на луну. Никто не может понять эту Медею. Только волки отвечают ей своим воем. И смерть теперь не страшна, Медея и так мертва. Она забирает с собой детей, которые тоже частицы её самой, чтобы не осталось в этом мире ничего от Медеи.
Мы можем долго спорить, кто она, Медея: преступница или мученица. Для меня она несчастная одинокая женщина с разбитым сердцем, которое билось ради одного человека. И можем осуждать или оправдывать Язона, который сделал её такой и бросил. Но он такой же мученик, как и она, который не сможет жить той спокойной жизнью, о которой так мечтал. Вот теперь Язон действительно пуст. Потому что нет Язона без Медеи. «Сожгите здесь все!»

Очень сильный спектакль. Действие на сцене завораживает на столько, что кажется, что ты участвуешь в нем. Мое сердце стучало так громко, казалось, что его стук вот-вот долетит до артистов. Юлия прожила жизнь Медеи за этот время. И разве мог быть у нее другой Язон?

Спасибо, Михаилу Цитриняку за возможность увидеть пьесу, за возможность посмотреть на персонажей пьесы с другой стороны, увидеть в них людей настоящих, страдающих! Спасибо всем, кто принимал участие в создании этого спектакля! Браво Юлия! Браво Григорий!
http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000032-000-80-0


Ten',
04.12.2011г

Филиппика Язону
(прошу не путать с Г.А.)

"Без злого умысла.
Вообще без умысла".
Не театральная рецензия, а интерпретация интерпретации.

Как я хотела, чтобы спектакль хоть чуточку смягчил мое заведомое отвращенье к Язону, хоть на йоту сместил акценты! И это почти произошло. Исступленный крик Язона : "У МЕНЯ БЫЛ КОРАБЛЬ!", повторенный эхом и усиленный музыкой, налетевшей шквалом, заставил всколыхнуться застарелое чувство вины: запутали мальчика, обманули, отобрали любимую игрушку. Медея, что же ты наделала!

Но потом, критически помыслив и к тому же внезапно наткнувшись на сетования о безгеройской жизни героя, вынужденного бабушек через дорогу переводить, опять воспылала праведным гневом. И хочу спросить - а кто ты такой, Язон? Неужели мнишь себя героем? Не раскидывался бы ты старушками. Вот перевел Геру через дорогу ( ах, прости - через ручей перенес), и обеспечил себе покровительство на долгие годы ( пока сам все не испортил). А может, это единственная твоя луковка и была?

Исключительно благородные цели двигали тобой, когда снаряжался "Арго". Недаром герои Древней Греции так охотно откликнулись на призыв вернуть Золотое Руно на историческую родину. Однако что-то во время путешествия нет твоего имени среди совершивших подвиги. Не считать же геройством, пусть и по ошибке, убийство юного царя Кизика. Зато твою довольную мину, когда "отстегнулся" Геракл, заметили все: некому больше затмевать твою славу.

И в Колхиде нашему любимцу богов повезло - стрелой Эрота пронзено сердце Медеи, а любовь слепа. Многое она сделает для тебя, и сделала бы еще больше. Ты стал героем благодаря Медее. В ответ - твое обещание жениться (выполненное, впрочем, только под страхом смерти, когда Алкиной и феакийцы должны были выдать незаконных любовников преследователям), обещание почета и славы, трона и дворца в Иолке. Ах, какой мудрой правительницей была бы умница-волшебница Медея!

Не буду напоминать о кровавом следе, оставленном за Золотым Руном, но вот свершилось: оно вернулось в Грецию. Почему же не уступил свой трон Язону хорошо соображающий Пелеас? Так ты ж не в сказку попал, где Иван Царевич на пару с Василисой Премудрой не мытьем, так катаньем становятся у кормила власти и живут долго и счастливо. Миф - это же квинтэссенция жизни, а она сама безошибочно расставляет слабых и сильных по ранжиру. И что тут делать Медее? Только отомстить за любимого мальчика, ведь она - человек действия.

Изгнанные из Иолка после убийства Пелеаса, они 10 лет в Коринфе. Скитания, кибитка, вечно гаснущий очаг - и ни слова упрека: где трон? где дворец? Грубые ботинки, изможденное лицо, натруженные руки - вот она, Медея. Она давно поняла мелкотравчатость Язона, она пыталась убежать от него, от себя, но это оказалось невозможным. Любовь и ненависть сплелись в ее сердце. Она презирает себя за потребность в иллюзии обнимающих ее сильных мужских рук. - Но она не верит, что Язон может предать, уйти, слишком многое их связывает. Когда же она понимает, что теряет его, амплитуда любви зашкаливает, она готова простить все, лишь бы он остался! Ненависть, всеочищающая, животворная, придет позже.

А пока - вот он, мальчик наш, Язон.
"Я ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ".
Мертвое лицо, безжизненные руки, отряхание праха с ног. Никакой огонь змеиных, опасных, полных страсти прикосновений Медеи не может его разжечь.
"Я ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ!"
Да какое! Ты подумай, как "грандиозны" твои решения: за счет одной бабы не получилось возвыситься, так давай-ка я обзаведусь влиятельным тестем и начну новую жизнь. ( А dog tag на шее у тебя - уже успел Креонту присягнуть? Как же ты шустер, решение принявши!)
Самому за 10 лет ничего созидательного в голову не приходило? Может, врачевать бы стал, раз уж Хирон мудрость в тебя не смог вложить, так хотя бы начатками знаний воспользовался. Или, как Одиссей, уплыл бы за тридевять земель, а Медея похлеще, чем Пенелопа, ждала бы и Телемахам своим внушала, что отец их - капитан дальнего плавания ( а не мачо, бесцельно слоняющийся вокруг кибитки). Ведь куда ни глянь, Тезей, Персей, не говоря уже о Геракле, вершили свои подвиги, не опираясь на хрупкие плечи женщин.

Лишь однажды, когда ты будешь вспоминать о головке девочки Медеи, склонившейся на твое плечо, лицо- череда жестоких масок- станет человеческим.( Не надолго же тебя хватило. Для избалованного мачо флибустьерство предпочтительнее ответственности). Воспоминание об испытанной нежности - и Медея, которая только что налетала на тебя, как морская волна на гранитную скалу, затихнет в твоих объятиях. Минута покоя, теплоты - запомнить навсегда и проклясть вовеки!

Медея! Девочка моя! Сестра моя! Волчица моя!
"Хороша наша волчая жизнь!
Вы - собаки, и смерть вам собачья!"
Ритуал возвращения в царство Медеи, спасительное безумие, белая больничная рубашка, кровь -
И в вечность, как в пропасть.
Или ввысь?
Статуарность позы, трагизм и возвышенность. Ника без крыльев.
И эти людишки пытались тебя осудить? Мы правы! Ты права!

Но вот твои последние слова непробиваемому Язону... "А теперь попробуй меня забыть".
А ведь попробует, подлец. Даже постарается. И у него даже получится. Сейчас он смотрит на пламя настолько безучастно, чтобы наигранное безразличие переросло в настоящее. "Сожгите все здесь" (И наступит на последние горячие искры, дабы чего не вышло).
С перекошенным гримасой лицом пообещает строить на пепелище благоразумный мир.
Но вот ирония судьбы - не сохранила история ни одного факта, что он в этом преуспеет.

"Скучная повесть, тщедушная совесть, а что дальше - бог весть,
конец какой.
Не покрыт славой, левой, левой, правой, капитан бравый,
но отставной.

А она была готова
За мной хоть на край света,
За мной хоть на край света
Без легкого пути.
Да вот мешала эта,
Ах, круглая планета,
Где края света нету,
И некуда идти".

Твоя смерть, твое успение под обломками "Арго" - что это ?
Возмездие? Или прощение?
"У МЕНЯ БЫЛ КОРАБЛЬ!"
Твой корабль снова с тобой и уже навсегда!
http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000032-000-60-0

Fifine,
01.12.2011г.

Медея.
В самом начале хочется написать «Я была на премьере Медеи». И в то же время не могу. Руки не выводят данный набор слов. Наверное, потому что с самой первой картинки, которую я увидела на сцене, и до последнего вздоха актеров перед поклонами не появлялось ощущения, что спектакль играют в первый раз. Казалось, что это уже давно сложившийся и выросший в муках организм. Вот Медея, сидящая на авансцене, напряженно смотрит в сторону, откуда доносятся звуки праздника, и произносит свои первые слова «НЕНАВИЖУ». И по тому, как ее всю трясет, буквально до кончиков волос, понимаешь – правда. Становится страшно и хочется вжаться в кресло от этой невероятной и не управляемой силы, которая скрывается в хрупком теле, сидящем прямо перед тобой. И с этого момента пропадает время. Зритель уже не в зале, а там у очага на берегу моря. Не было ни одной мизансцены, ни одной фразы, которая заставила бы меня вернуться в реальность. Даже стражники-охранники Креона настолько достоверны и органичны в своих образах, что понимаешь – это никакая не игра – это жизнь.

Еще мне хочется написать «Юлия Рутберг – великолепна». Но опять же не могу. Ведь это Медея великолепна. Это она сражает зрителя своей силой, мощью и целостностью. Это она пугает своей непредсказуемостью. Что может сделать ненавидящая Медея, если ее не остановить? Все. Но мне показалось, что наша Медея хотела, чтобы ее остановили. Она так искренне упрашивала Креона отпустить ее, но отпустить с Язоном. И Креон в конце жестоко поплатился за свой насмешливый тон и язвительный отказ. Медея не бьет первой. Она мстит, отвечая на удар. И меньше всего она хочет мстить Язону. Она его любит несмотря ни на что. Она готова все ему простить, даже желание жениться на другой, лишь бы он остался с ней. Но нет. Язон тоже получает удар за то, как он обошелся с Медеей. Обиженная Медея – это какая-то неуправляемая сила, омут, затягивающий всех, кто посмел приблизиться. Вот мальчик приносит ей весть о том, что Язон женится на дочери царя Креона. Медея ранена в самое сердце, и она целует этого мальчика, страстно, жестко, как будто хочет этим поцелуем высосать из него жизнь. А мальчик уже отдался ей. Ведь именно он в конце предупредит Медею, что ее обвиняют в убийстве царя, что ей надо бежать. Даже стражники во время разговора Креона с Медеей побаиваются приближаться к ней, хотя их трое, а она лишь слабая, хрупкая женщина. Но, в конце концов, сила берет верх и Медея идет одна, таща на себе огромный тюк со скарбом. Она в бешенстве, она еще больше ненавидит весь мир, но все еще любит Язона, и когда он приходит к ней, Медея бросается ему на шею и буквально душит в своих объятьях.
Язон.
Именно Язон, а не Григорий Антипенко, пришел поговорить с Медеей. Но что это. Кажется, что у него не осталось ни капли чувства к этой женщине. Ни любви, ни ненависти. Ничего. Язон стоит, как каменное изваяние, расставив руки в стороны, когда Медея буквально вжимает его в себя . Это как распятье. Но через секунду понимаешь, почему Язон так поступает. Ведь стоит ему коснуться руками Медеи, и он уже никуда не уйдет. Эта сила притяжения настолько электризует зал, что, кажется, сейчас все взорвется. Вот Язон сидит на земле, а Медея обнимает его сзади, шепчет ласковые слова на ухо (целуя при этом то самое ухо), а руки скользят вниз по животу Язона. Вдруг Язон резко вскакивает, грубо вырываясь из пиджака, который остается в цепких руках Медеи. Ведь еще секунда и он бы сдался. Вот Медея на четвереньках пытается дотянуться до ускользающего от нее любимого (это уже почти танец). Слово, рывок в сторону Язона, но он отпрыгивает. Еще слово и опять бросок в попытке дотянуться, но Язон опять отпрыгивает в сторону, говоря при этом, что Медея ему больше не нужна. Но он не зря не дает этой женщине дотронуться до себя. Кажется, одно прикосновение и эти двое не выдержат больше такой пытки и сольются в экстазе. Как же это красиво и в тоже время пугающе. Ведь решение уже принято, и Язон покончил с прошлым. Ему больше не по пути с жестокой и сильной Медеей. И если Медея, говоря о прошлом лишь чуть-чуть упрекает Язона , то Язон ее громогласно обвиняет. «А кто первый посмотрел в сторону другого мужчины?». И произнеся это Язон проходя мимо Медеи сильно, больно, по хозяйски шлепает ее по заду. А Медея пока только оправдывается. В ее душе еще теплится надежда вернуть Язона. Она будет готова бить и бить наотмашь только когда поймет, что это действительно конец. И конец для нее наступает, когда Язон уходит безвозвратно. Вот тогда, ночью, одинокая, покинутая Медея воет вместе с волками, или все-таки поет. Перед тем как совершить свое последнее преступление, она оплакивает любовь. И кровь стынет в жилах от этой завораживающей песни-плача.

Язон и Медея… Нет, теперь Юлия Рутберг и Григорий Антипенко – они как единый организм живут на сцене. Не возникает ни малейшего сомнения, что именно такими и были мифические Язон и Медея. Они настолько близки, что каждое слово, каждое прикосновение до боли органично и на месте (даже тот хозяйский шлепок по попе). Я бы назвала это творческое слияние двух душ и двух тел. Этот спектакль не может идти на большой сцене не по тому, что невозможно будет так выставить свет и декорации. Нет. Просто и Медея и Язон, и Рутберг и Антипенко настолько целиком и безвозвратно отдаются залу, что кажется еще на пару зрителей больше и артисты уже не вернутся. Был, правда, один спорный для меня момент. Сцена, когда на заднем плане начинала волноваться портьера задника (изображая море), а Язон под звуки барабана выкрикивал Медее все свои претензии "Я был силен (рывок в одну стороны), у меня была команда (рывок в другую сторону), у меня был Арго (опять рывок)". Потом все успокаивается. Идет более тихий спор между Язоном и Медей и вдруг снова тоже самое, но с другим текстом "У меня была любовь, у меня..." Во второй раз звучало наиграно и не совсем естественно. Возможно это промах режиссера. Но мне как-то послышались уже известные интонации знакомого Антипенко в совершенно новом для меня образе. А Язон у Григория совсем новый. Я увидела другого актера, которого до сих пор не знала. Браво.

Спасибо и актерам и режиссеру за тот катарсис чувств, который мне посчастливилось пережить на этом спектакле. Хочется пожелать «Медее» долгой творческой жизни и зрительского признания.

http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000031-000-280-0

ElenaA,
01.12.2011г.

У критиков, наверное, могут быть придирки, у избалованного зрителя будет меньше эйфории, но для живущего впроголодь провинциального зрителя этот спектакль оказался настоящим эмоциональным потрясением.
Итак, самый маленький малый зал в моей жизни. Последние секунды перед началом – пульс – 100, волнение зашкаливает. Вот приглушили свет и зал затих. От первого мгновения до последнего тишина стояла такая, как бывает, когда в минуту смертельной опасности, боясь быть обнаруженным, почти перестаешь дышать. На мой взгляд, такая тишина - это самая верная реакция зала и самая высокая его оценка. По-другому реагировать на этот спектакль просто невозможно. Только так - не дышать.
Музыкальное сопровождение спектакля творит чудеса. Удивительная, как бы раскачивающаяся, танцевальная мелодия сразу переносит тебя к берегам Эллады. Эта мелодия беспечного праздника доносится издалека. И еще доносится как вкрапление звук, очень напряженный, немного зловещий, затрудняюсь предположить на что он похож, но он такой, что дрожь пробежала по телу и слезы готовы были рвануть из глаз, а ведь еще не было произнесено артистами ни одного слова. Почти на протяжении всего спектакля, когда Медея одна или с кормилицей, звучала эта мелодия, то затихая, то приближаясь и ритмично пульсируя. В бешеной схватке Медеи и Язона музыка звучит более мощная.
Медея
Тьма. Пустошь. Нянька пытается развести костер. Медея всматривается вдаль, прислушивается к звукам... "Нена-вИжу!" - в этом возгласе нет тупой, злобной ненависти. С первых слов слышится боль затравленного зверя, предчувствие надвигающейся беды. Еще есть надежда, но вот появляется, принесший от Язона весть, мальчик и мир для Медеи рушится. Оцепенение. Потом осознание происходящего и вот по нарастающей, как маятник, набирающий амплитуду Ю.Рутберг гениально передает отчаяние Медеи, страдания ее души, одну сплошную боль. И в этих муках рождается ее ненависть и месть. Как неистово раскачивает она свои пожитки, поднятые над сценой почти в форме шара. (Какое интересное художественное решение!) Под стать ярости Медеи, как будто несущий слепую, сокрушительную силу метеорит, проносится над сценой, как над землей. И еще потрясающий художественный прием, когда брошенная, одинокая Медея стоит, подняв голову к звездам, все для нее кончено и ее боль выливается в волчий вой и уносится куда-то во Вселенную, в вечность. Медея сравнивает себя со зверем, но даже зверь подчиняется законам природы. Медея - не подчиняется ничему. Она свободна в любви и в ненависти. Ради любви она отвергает семью, богатство, условности, предрассудки и даже законы совести и бытия. Да, ее разрушительная сила сродни демонической и простому человеку это не выдержать. Читала миф, текст Ануя, но прочтение этой пьесы режиссером для меня оказалось ближе и понятней. В отличие от Медеи Ануя, в этом спектакле у Медеи Рутберг я не увидела той ужасной злобности, безумной гордыни, эгоизма и желания наказать Язона убийством детей. Просто вариантов и компромиссов для нее нет. В ее любви можно только сгореть, в ненависти – не остановиться ни перед чем. Без Язона для нее нет места в этом мире и она принимает решение уйти вместе со своими малютками. Так же как и Язон принял решение оставить ее. Для меня показалось все это действо как анализ, как замедленное блуждание по лабиринтам страданий, как анатомия души нестандартной, сильной личности. То что Юлия творила на сцене нельзя назвать игрой. Передавая все чувства и эмоции Медеи, она буквально разрывала свое сердце у нас на глазах: слезы текли у нее по щекам, губы, подбородок, даже мышцы ее впалых щек дрожали. Как она ненавидела Язона, но стоило ему оказаться рядом и она жадно ловит каждое его прикосновение в надежде что-то изменить, удержать. Как стоя на коленях она просит Язона взять ее с собой в его новую жизнь и услышав непреклонный ответ, сама же смиренно соглашается с тем, что да, она, конечно же, не изменится. И все-таки уже вслед уходящему Язону, почти шепотом летит мольба о сомнении. Если бы в его словах она услышала хоть каплю сомнения, возможно это могло бы ее спасти. Она вся при этом содрогается, как в предсмертных судорогах.

Язон
.
Сказать, что Григорий с Юлией был просто органичен - это не сказать ничего. Да, он был органичен настолько, что его присутствие на сцене ощущалось даже тогда, когда его там не
было. Да и как могло быть иначе, когда все мысли, чувства, воспоминания Медеи связаны с ним. Именно Язона она любит и страдает безмерно. Поэтому, о какой небольшой роли может идти речь? Независимо от сценического времени, для меня роль Язона была такой же мощной, как и роль Медеи. Они достойные партнеры. Они были на равных.

Вот он приходит поговорить с Медеей перед разлукой, он для себя все решил и что бы противостоять натиску Медеи, надел на себя как броню непроницаемую маску равнодушия. Сначала отмалчивается, но потом постепенно вступает в разговор. Он признает свой прошлый, юношеский эгоизм, вспоминает свое перерождение, когда осознал, что способен на нежность, заботу, ответственность. С обретением Медеи, Язон так же как и она теряет все, что ему было дорого: преданных друзей, арго, свой прежний мир. Какое то время, на волне пылких чувств, они звучат в унисон, но постепенно меж ними вползает змеей ненависть. «Вот мы уже постоянно втроем» - говорит Язон. Осознав, что не вписывается в мир Медеи, Язон еще долгое время, как бы по инерции, находится с ней. Много принесли они друг другу боли и страданий, пока, наконец, он решил остановиться, уйти в свой мир и постараться забыть Медею.

Эта их совместная сцена очень экспрессивна и динамична. Они блуждают от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему и от этого меняются их интонации и отношение друг к другу. Медея то ненавидит, то умоляет, то упрекает, то прижимает к себе, то вдруг заносит над ним нож, но валится он у нее из рук. Даже через воспоминания вспыхивает искра ревности и... шлепок. Ах, какой шлепок по мягкому месту. Какой темперамент прежнего Язона. В этот момент от него пробежала такая волна, что казалось, воздух задрожал и сцена закачалась. Ведь только что он казался уставшим, опустошенным, безразличным даже к собственной жизни – и, вдруг, такой всплеск при одном только воспоминании об измене. Язон хочет что-то изменить в своей жизни, но сам не очень верит в такую возможность. Он начинает описывать свою невесту, но так скучно, равнодушно. Он только надеется, что она даст ему покой и нежность, но совсем не уверен в этом. Своим рассказом с издевкой, с грубоватой, даже немного хамоватой интонацией, он как будто дразнит и провоцирует Медею. Что это? Жестокость? Или желание отвратить ее от себя? Или предчувствие, что именно так все и произойдет, ведь он хорошо знал Медею. Да, он просил ее уехать теперь, сразу, но не настаивал.

А как проникновенно прозвучали его слова: "неужели ты думаешь, что мне нужны новые ощущения... и далее по тексту. После разговора с Медеей Язон уходит, но уходит с тяжелым чувством обреченного человека, у которого почти не осталось надежды найти себя в новой жизни. Весть о гибели Креона и его дочери вряд ли явилась для него неожиданным потрясением, но гибель детей он не ожидал. Медея вздрагивает от окрика Язона и заливает кровью все вокруг, и сама на глазах у всех замирает с ножом в груди. В последние секунды и Язон и Медея понимают, что у них не может быть совместного будущего, но и порознь у них будущего нет. Они остаются вместе только в этой страшной и красивой легенде на века.
Язон хотел уйти от жестокости и ненависти, обрести покой, созидать, но его последние слова звучат с такой презрительной горечью, как будто он уже ненавидит все то, чем придется ему заниматься, управляя этой страной.

Два слова о других персонажах. Роль царя была вся с современным подтекстом - мне понравилась. Очень хорошо сыграла кормилица и хорошо сыграли даже мальчик и стражники.

Хочется выразить огромную благодарность всем исполнителям, особенно Юлии Рутберг и Григорию Антипенко, режиссеру-постановщику Михаилу Цитриняку и всем, кто работал над созданием спектакля. Благодаря им мы пережили незабываемые мгновения, мы как будто оказались очевидцами той далекой трагедии, заглянув через окно времени и вернулись в зал только на поклонах.

Великолепный спектакль! Спасибо! Поздравляю всех с премьерой! В восторге от дуэта Юлии и Григория, очень рада за них обоих. И безмерно счастлива за любимого артиста Григория Антипенко, что у него теперь есть такой спектакль и такая роль и новых ему высот!

http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000031-000-260-0
«Медея»: причины женской истерики

Григорий Антипенко помог Юлии Рутберг вжиться в роль детоубийцы.
Очередная премьера в рамках юбилейного года вахтанговцев вернула на сцену Юлию Рутберг. Актриса такого уровня заслуживает главных ролей, но чаще ей достаются второстепенные персонажи. В «Медее» Михаила Цитриняка нет места таким досадным несправедливостям, Рутберг играет практически моноспектакль. Несмотря на качественные актерские работы Григория Антипенко (Язон), Андрея Зарецкого (Креон) и Инны Алабиной (кормилица), положение «примы» бесспорно. За последние 2 года лучше сыгранной Медеи на московской сцене не было.

Прежде всего, «вахтанговскую» версию отличает особая, философская многозначность. На малой сцене театра ничто не отвлекает от горьких и страстных диалогов героев. Большой кавказский ковер и тьма вокруг, — вот, собственно, и все декорации.

Здесь играют не всепоглощающую любовь царей (как в греческом мифе), но показывают, как страдает душа женщины-титана, женщины-воина, поправшей мещанскую мораль и буржуазные привилегии, на которые сделал ставку остепенившийся муж. Нет, детоубийство никто не оправдывает, но его очень логично объясняют. Медея берет на себя самый страшный грех не по причине ревности к изменнику Язону, она протестует против тех ценностей, ради которых супруг ее оставил и которые хотел навязать их общим детям. Размеренная жизнь? Всеобщее преклонение и заслуженный отдых? А как же недостижимый и манящий абсолют свободы? Геройство духа и красота чувственных удовольствий? Судьба должна быть подобна факелу в высоко поднятой руке победительницы. Иначе она не заслуживает права называться судьбой.

Юлия Рутберг хороша в ролях сильных женщин... Андрогинная фигура, злые глаза, сильные руки. Она одета в черные одежды, похожие на военный мундир, и мужские ботинки. В ее образе нет ничего от царственной женщины, которая любит и прощает. Она олицетворение власти (над чувством супруга в том числе), вырваться из-под которой для Язона — желание не только закономерное, оно инстинктивное.

Как известно, двум сильным личностям ужиться вместе не суждено. И если один из них слабеет духом, пытается покинуть поле любви-битвы, второй не дает ему это сделать. В финале Рутберг-Медея стоит посреди сцены в красной от кровавой краски белой майке-тунике и в руках у нее болтаются две тряпки того же цвета (этот символ выглядит куда убедительнее пластмассовых пупсов в МТЮЗе). В это мгновение произнесенные ею слова, действительно, страшны: «а теперь попробуй меня забыть».

Рутберг-Медея разрушает сама себя и не разрешает жить мужу так, как он хочет. Мир — это пошло, война — это хорошо. Трагедия личности, не нашедшей другого Бога кроме свободы, в постановке очевидна. И вызывает жалость — формула «все или ничего» неприменима к жизни.

Наталья Витвицкая
30 ноября 2011г.


Анна Риклес. “МЕДЕЯ”
Сегодня, на малой сцене Вахтанговского академического театра, состоялась премьера спектакля «Медея» Жанна Ануя, в постановке Михаила Цитриняка.
Ажиотаж вокруг новой Медеи растет, уже после первого прогона цена билетов увеличена в полтора раза. Решение спектакля удивительное, подбор артистов блестящий. Юлия Рутберг (Медея) повернулось к зрителям драматической стороной своего таланта, удивила и приятно обескуражила. Поразил образ Креона, созданный Андреем Зарецким, завораживающий легкостью, обаянием и царственной простотой. С таким великолепным режиссером, как Михаил Цитриняк, и поистине звездным актерским составом постановка обещает стать одним из самых заметных событий нового театрального сезона Москвы. В спектакле нет театральных штампов и нафталиновой пафосности. Он живой, он здесь, на ладони. Это камерно, это сильно, это страстно, умно и красиво. Браво, господа! Браво!


Анна Риклес, 19.11.20111г.

http://klauzura.ru/2011/11/anna-rikles-medeya/