Фотограф и его модели

В Щукинском училище появился не ученический спектакль.
Современный театр стремительно молодеет. Если еще совсем недавно начинающими режиссерами называли сорокалетних, то сегодня на театральное лидерство претендуют вчерашние студенты. Даже не верится, что имена Нины Чусовой, Кирилла Серебренникова, Миндаугаса Карбаускиса стали широко известны всего год-полтора назад, хотя у театралов они давно на слуху. Молодой театр становится не просто популярным, а культовым, привлекая остротой и свободой формы, неуемной фантазией, а порой и дерзким хулиганством.

Новый дипломный спектакль Щукинского училища «Прекрасные люди» («Месяц в деревне» Тургенева) поставил молодой актер Театра им. Евг. Вахтангова Павел Сафонов. В спектакле есть то легкое дыхание, за которое и ценят юную режиссуру. Есть и профессиональная грамотность, которой часто пренебрегают торопливые молодые постановщики.

Всего несколько стильных деталей — полукруглые оконные рамы, высокая ваза с сухим букетом, стол с бахромчатой скатертью — превратили скромную студенческую сцену в дворянскую усадьбу. А напрасному переполоху, возникшему в почтенном семействе Ислаевых из-за студента Беляева (Петр Федоров), нашлось неожиданное современное объяснение. Режиссер превратил тургеневского героя в фотографа. И трепетная, взбалмошная Верочка (Анна Ходюш), и холеная, но вечно неуверенная в себе Наталья Петровна (Ольга Ломоносова), и служанка Катя (Наталья Горчакова) принимают его чисто фотографический интерес за любовь. Фотокамера, появившаяся в старинной усадьбе невесть откуда, диктует тип поведения. Все только и делают, что позируют, желая казаться лучше. Листы с фотопортретами постепенно заполняют стены. Не просто снимки, а условные знаки, метки, сопровождающие надежды, ожидания и мучительные объяснения героев.

Первым и на самом видном месте появляется изображение Верочки -и сразу ясно, что именно у нее больше всего оснований любить и быть любимой. Анна Ходюш (выпускница прошлого года, ныне актриса РАМТа) играет свою роль так лихо, что порой напоминает Пеппи — Длинный Чулок. Но преимущество Верочки мнимое: Беляев снимает абсолютно всех «прекрасных людей» — и господ, и слуг. Откровения умной и опытной Натальи Петровны (Ольга Ломоносова особенно хороша, когда перестает подражать Елене Шаниной) окончательно поставят зарвавшуюся девочку на место. Резвушка превратится в мумию. А глупый толстяк Большинцов (его умилительно и смешно играет Евгений Косырев) деловито свернет в трубочку Верочкин портрет — присвоит невесту, как вещь.

Есть в новом «Месяце в деревне» и фейерверки, и воздушный змей, и надувные шары в сне Ислаева (совсем по-взрослому сыгранного Григорием Антипенко), есть летучий ритм, подгоняемый тревожной фортепьянной капелью, и атмосфера жарких летних вечеров, перенасыщенных событиями. Павел Сафонов, кстати, режиссуре специально не учился и только на днях поступил на курсы повышения мастерства при Центре им. Мейерхольда. Но его «Прекрасные люди» уже заинтересовали и Петра Фоменко, и Галину Волчек. А Михаил Ульянов доверил начинающему режиссеру постановку чеховской «Чайки».

Михаил Ульянов, художественный руководитель Театра им. Евг. Вахтангова:

— Мне думается, об этом спектакле заговорили потому, что многим очень хочется покоя, тишины, любви. Надоело смотреть, как бегают, стреляют, убивают, грабят. Это же смешно — человек прибегает домой и скорее закрывается на все ключи. А в спектакле Сафонова есть нечто успокаивающее, дающее возможность разглядеть друг друга без опаски. Дворянское гнездо в самом высоком смысле слова. Найдены нужные краски, точные подходы — и учебный спектакль звучит уже не по-студенчески, а профессионально. Начинающий режиссер Сафонов умеет сосредоточиться, сфокусироваться на самом главном. Конечно, мастерства пока еще нет. Но есть непосредственные ощущения, чувства, живое восприятие того, что происходит вокруг. Поэтому мы не боимся рискнуть — даем ему возможность поставить «Чайку» Чехова. Премьера на Малой сцене намечена на апрель.

Известия 16 января 2003г.