Отзывы о спектакле «Обещание на рассвете»

«Обещание на рассвете», 24.03.2021, автор RATTAN

Итак, премьера. Прочитана книга, просмотрены фотографии пресс показа и первые отзывы. Кажется, что меня ждет что-то невероятное, ведь снова речь пойдет о любви. И невероятное случилось.
Всепоглощающая любовь матери творит чудеса, и сын, который боготворит ее, становится героем, как она и мечтала. Но такая любовь давит на сына, иногда даже приносит боль и страдания, а он проносит ее через всю жизнь, доказывая верность и преданность матери и ее идеалам.

Спектакль длится два с половиной часа при полной тишине зала, иногда разряжаемой всплесками смеха или тяжелыми вздохами зрителей. Книга легкая и ироничная, а вот все действие на сцене пропитано болью, но болью, которую лелеешь и хранишь в себе. Я бы назвала эту инсценировку гимном (извините за пафосность) любви матери и сына, прошедшей сквозь годы в счастье и боли, в смехе и страданиях, в прощении и ожидании.

И теперь о главном герое и артисте, который его сыграл. Невероятная пластичность. Так знакомый нам артистизм и легкость перевоплощения взрослого героя в маленького мальчика. Как всегда яркая мимика, раскрашивающая образ героя и помогающая понять его настоящие чувства. Наш артист поднялся на новую вершину своего творчества, в этом нет сомнений.

Я очень надеюсь на долгую жизнь спектакля. Чтобы увидеть все нюансы происходящего на сцене, нужно прийти в театр не один раз. Чтобы ощутить глубину повествования необходимо, наверное, еще раз перечитать книгу теперь уже с определенной целью: слушать в себе голос артиста и представлять себе конкретный образ героя. Тогда и придет это ощущение боли и прощения.

https://antipenko.kamrbb.ru/?x=read&razdel=2&tema=74&start=60#textarea

 

 

24 марта 2021г.

На Симоновской сцене Театра Вахтангова покажут спектакль «Обещание на рассвете»

«Обещание на рассвете» – третья работа молодого режиссера Лейлы Абу-аль-Кишек на Симоновской сцене Вахтанговского театра
На Симоновской сцене Театра Вахтангова завтра премьера. «Обещание на рассвете» – спектакль по автобиографическому роману французского писателя Ромена Гари. На пресс-показе побывала Валерия Кудрявцева.

«Обещание на рассвете» – третья работа молодого режиссера Лейлы Абу-аль-Кишек на Симоновской сцене Вахтанговского театра. Прежде были хроники жизни Фриды Кало и Вацлава Нижинского. Лейла взяла на вооружение неписаное правило Римаса Туминаса: «В театре побеждает тот, кто умеет рассказывать истории». И снова взяла материал с очень мощной историей. «Обещание на рассвете» – роман-автобиография французского писателя Ромена Гари – пронзительная история любви матери и сына.

Мать Гари – еврейская провинциальная актриса Мина Овчинская – в романе выведена под именем Нина Борисовская. Ее мечта, чтобы сын стал французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, великим актером драмы, Ибсеном, Габриеле Д’Аннунцио. На это она положила свою жизнь и любовь, вдохновляя сына на подвиги и славу.

«Я искала материал конкретно на Григория Антипенко. И это сыграло большую роль. Я вспомнила про этот роман, прочитала и поняла: да, это оно. Потому что роман прекрасный, автор замечательный. И кажется, эта история ждала еще одной театральной постановки», – отметила режиссёр Лейла Абу-аль-Кишек.

Для Григория Антипенко важно, чтобы работа по-настоящему задевала лично. В последние несколько лет он отказывался от многих театральных предложений, не было ни одной истории, которая бы всерьез тронула. И вот – «Обещание на рассвете».

«Мама. Моей маме 79 лет. Поэтому для меня это очень больная, трогательная, щемящая тема. Поэтому это мой подарок маме. И попытка хоть как-то сказать ей спасибо за все, что она для меня сделала», – заявил актер Григорий Антипенко.

В спектакле на двоих, ироничном и легком, смешном и трагическом, сентиментальном, трогательном авторы не стремились к стопроцентному документальному и возрастному сходству. Ведь в восприятии любого человека его мама – всегда самая молодая и красивая.

«Я не думаю, что это вот прямо такая мама, какая была у Романа Гари. Но это какой-то характер удивительный, такой вселенской материнской любви. Будучи человеком неоднозначным, сложным, авантюристичным, где-то жестким, где-то неимоверно нежным, в этом симбиозе это такой вообще образ матери. Какой-то вселенской матери», – заявила заслуженная артистка России Анна Дубровская.

Гари сдержал обещания, данные матери на рассвете жизни: стал генеральным консулом Франции, кавалером ордена Почетного легиона, знаменитым писателем-мистификатором – единственным в истории, дважды получившим Гонкуровскую премию. А его главной книгой стало «Обещание на рассвете».

https://smotrim.ru/article/2540935

 

 

Дневник театралки. «Обещание на рассвете»

Ромен Гари. «Обещание на рассвете». 23 марта 2021 года. Премьера. Театр имени Евгения Вахтангова.

Насыщенная культурная программа продолжается замечательным спектаклем Лейлы Абу-аль-Кишек. Это уже третья постановка молодого режиссера в пространстве Симоновской сцены Вахтанговского театра. Вновь, как и в прошлые два раза («Фрида. Жизнь в цвете» и «Нижинский. Гениальный идиот»), главный герой спектакля — историческая личность. Это инсценировка романа-автобиографии французского писателя, двукратного лауреата престижной Гонкуровской премии Ромена Гари. В литературном источнике есть два центральных персонажа и множество второстепенных. В спектакле осталось только два главных героя: Ромен Гари (Григорий Антипенко) и его мать (Анна Дубровская).

Постановка камерная, два человека проживают тяжелые жизни, проходят через немало трудностей, лишений, суровых испытаний. Огромное значение приобретает звуковое сопровождения, от шума моря до воя воздушных сирен, от «Марсельезы» до арии Царицы Ночи из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта».

Аскетичная сценография при помощи соответствующего эпохе (1920-е-1940-е) реквизита позволяет зрителям легко и быстро перемещаться вместе с героями во времени и пространстве: от Вильно до Парижа, от модного ателье до роскошного отеля, от военных объектов до госпиталя и т.д.

Три часа наедине с двумя героями — матерью и сыном — вместе с их чувствами, отношениями, целями, проблемами, бедами, победами, поражениями пролетают незаметно. Спектакль проходит на одном дыхании, оставляя богатую пищу для ума, наполняя сознание высокими мыслями, а душу — светлыми чувствами.

Браво замечательной творческой команде! Поздравляю любимый театр с премьерой!

Ольга Пурчинская
https://zen.yandex.ru/?media/id/60282f…7db7?c3af7b

 

 

Посувалюк Елена:
ГОРИ, ГАРИ!
В Театре Вахтангова премьера за премьерой. Журналисты собрались в Малом зале на Симоновской сцене на пресс-показ спектакля по известнейшему роману Ромена Гари «Обещание на рассвете».
Режиссер Лейла Абу-аль-Кишек. Сценическая версия — Станислав Барышникова.
В ролях дуэт прекрасных артистов — Анна Дубровская и Григорий Антипенко.
До премьеры делать разбор не принято, поэтому я позволю себе «введение в тему».
Вот как говорит о постановке сама Лейла (очень люблю этого молодого режиссера, в женском роде и очень симпатичном девичьем обличии): «Обещание на рассвете» – пронзительная история любви сына и матери. Художественная автобиография Ромена Гари написана легко, изящно, иронично. Но под этой лёгкостью скрывается большая боль. Любовь матери не раз спасала жизнь сыну, её вера помогла стать ему известным писателем, достойным человеком, но принесла и немало страданий».
Конечно, история интересна сама по себе и у меня до сих пор в памяти невероятный спектакль, привезённый из Франции в рамках ЧеховФеста два года назад, где использовалось всё огромное пространства зала «Глобус» Школы драматического искусства, ещё и с элементами кукольного театра. Но вот что главное — ее предыдущие работы, воплощённые в этих же стенах, «Фрида. Жизнь в цвете» и «Нижинский. Гениальный идиот» (на них практически не купить билеты). То есть, режиссер выбирает своими героями не просто исторических личностей, а личностей-эпох, личностей-эпопей, на все времена ярко светящихся в мировом искусстве. Художница, танцовщик и писатель, невероятные харизматики первой трети-середины ХХ века, шагнувшие за границы своих стран.
Вот и Роме́н Гари́ (фр. Romain Gary, при рождении Рома́н Ле́йбович Ка́цев 1914-1980), французский писатель (он написал 35 романов) еврейского происхождения, кинорежиссёр, военный, — объединяет собой Россию, Литву (родился в Вильно (Вильнюсе), Польшу и, конечно, Францию. А ещё дипломат, генеральный консул Франции, в годы Второй Мировой войны военный лётчик, кавалер ордена Почетного легиона. Дважды лауреат Гонкуровской премии (1956 под именем Ромена Гари и 1975 под именем Эмиля Ажара), против всех правил, то есть, ещё и один из главных литературных мистификаторов. Даже ради того, чтобы пропустить через себя эту загадочную трагическую личность (он покончил с собой в 1980-м), стоит увидеть постановку по автобиографической истории, которая оказала самое сильное влияние на жизнь Гари и впоследствии привела его к трагической гибели. Псевдоним он взял на основе русского призыва «Гори!».
В самой Лейле сплавлены разные национальности и крови и все три постановки получаются такими же яркими, страстными, чувственными, с жгучими мелодиями и саднящими песнями на французском (композитор Николай Шипулин) и зрелищно красивыми (художник-постановщик Дина Боровик) с летящими полотнищами цветов французского триколора, уходящими под потолок, с непривычными визуальными метафорами (например, девочку разного возраста изображает синий мячик то малюсенький, то огромный).
И классные актёры — совсем недавно Дубровская сыграла здесь утонченную европейку, заглавную Мадам Бовари, и вот она настоящая «еврейская мама», иногда в простецкой деревенской шали, а чаще в шикарных нарядах (несостоявшаяся провинциальная актриса стала шляпницей и модисткой), которая заставляет сына доказывать ей всю жизнь, что он чего-то стоит, — ему-подростку она внушает «Пусть тебя принесут на носилках, но ты должен меня защитить». И он ее стал ее рыцарем и ее кавалером — пара красиво кружится в танго, в вальсе… Антипенко есть, где разыграться: начинает он ребёнком в ушанке, а заканчивает пилотом-героем в разных костюмных ипостасях. Артист нашёл интересное пластическое решение, подаваясь корпусом в наклоне под огромным углом, как будто примагниченный к земле. Анна то молодеет, то стареет на глазах. А в финале согбенная старушка, ковыляющая спиной к зрителю под падающие сверху исписанные листки. Мы знаем примеры мам, отдавших всю себя сыновьям, но мало кто из них смог так художественно описать материнскую запредельную любовь…
https://www.facebook.com/posuv.elena

 

 

Алла Буловинова:
Вновь случился пресс-показ спектакля «Обещание на рассвете» по роману Ромена Гари» на Симоновской сцене в Камерном зале Театра имени Евгения Вахтангова. Исполнителей всего двое: он и она, мать и сын. Это третья постановка молодого режиссера Лейлы Абу-аль-Кишек. И, как всегда, получается проникновенно. А какая блестящая игра именитых актеров: Григорий Антоненко и Анна Дубровская. Они взаимодействуют, как одно целое. Ничего лишнего. В двух действиях с одним антрактом, в котором можно немного отойти от почти двухчасового действия первого. Есть о чем подумать и что взять на вооружение. Мать, как перст, указывающий дорогу сыну и он идет, следуя предначертаниям матери. Кто, как не она, знает все, что скрывается внутри самого близкого ей человека, способного воплощать ее веру в него и ее замыслы…

https://www.facebook.com/bulovinovaalla

 

 

Автор: Ольга Пурчинская

24 и 25 марта 2021 года в пространстве Симоновской сцены Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова проходят премьерные показы спектакля «Обещание на рассвете». На сцене камерного зала автобиографическую историю французского писателя Ромена Гари проживают два человека.

История любви матери и сына в спектакле «Обещание на рассвете»В ролях:
Ромен Гари: Григорий Антипенко;
Мина Овчинская, его мать: Анна Дубровская (Заслуженная артистка России).

Спектакль представляет собой инсценировку биографического романа французского писателя еврейского происхождения, военного, дипломата, кинорежиссера, литературного мистификатора, прославившегося под псевдонимом Ромен Гари. Настоящее имя многогранной личности — Роман Лейбович Кацев (1914-1980). На его счету уникальное достижение: это единственный писатель, дважды удостоенный самой престижной литературной награды своей страны — Гонкуровской премии: в 1956 году под именем Ромена Гари, в 1975 — Эмиля Ажара.

На страницах самого своего знаменитого сочинения автор 35 произведений крупной формы вспоминает свою жизнь и ту огромную роль, которую в ней сыграла его мать, малоизвестная провинциальная актриса Мина Иоселевна Овчинская. Родился будущий литературный мастер в городе Вильно, и вскоре родительница увезла его в Москву. Затем последовали долгие годы странствий по миру, что было необходимо для исполнения, на первый взгляд, невероятных материнских желаний: «Мой сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, великим актером драмы, Ибсеном, Габриэле Д’Аннунцио. Он будет одеваться по-лондонски!».

Это третья постановка Лейлы Абу-аль-Кишек в Вахтанговском театре. Ее внимание вновь привлекла яркая историческая личность (до этого репертуар Симоновской сцены пополнился спектаклями «Фрида. Жизнь в цвете» и «Нижинский. Гениальный идиот». Вот что режиссер говорит о своем новом детище:
«Обещание на рассвете» — пронзительная история любви сына и матери. Художественная автобиография Ромена Гари написана легко, изящно, иронично. Но под этой легкостью скрывается большая боль. Любовь матери не раз спасала жизнь сыну, ее вера помогла стать ему известным писателем, достойным человеком, но принесла и немало страданий. Возможно, именно эта история оказала самое сильное влияние на жизнь Ромена Гари, которая впоследствии привела его к трагической гибели».

История любви матери и сына в спектакле «Обещание на рассвете»Спектакль камерный, интимный, глубоко личный. Сценическая версия освободила роман от многочисленных побочных персонажей, осталось лишь два действующих лица, ключевых персонажа автобиографии: Ромен Гари и Мина Овчинская. Такое постановочное решение позволяет зрителю полностью сосредоточить внимание на непростых, но очень нежных, светлых отношениях матери и сына.

Анна Дубровская предстает в образе сильной, смелой, мудрой, отважной женщины, посвятившей себя сыну без остатка. Роман — главный смысл ее жизни, с ним связаны все ее честолюбивые планы, цели, амбиции. Не сумев добиться серьезных успехов на актерском поприще, Мина Иоселевна видит своего ребенка звездой кинематографа и величайшим писателем современности. В качестве кумиров она предлагает Виктора Гюго, Габриэле Д’Аннунцио, Генриха Ибсена и других выдающихся деятелей искусства. Главное — чтобы эталоны не прожили слишком короткую жизнь из-за болезней или вредных привычек. Об этом автор вспоминает с легкой, изысканной, элегантной, ироничной усмешкой.

Роль Ромена Гари (Романа Кацева) за три часа проживает Григорий Антипенко. Он проходит путь от ребенка до взрослого человека, состоявшейся личности, сына, воплотившего в жизнь все мечты своей матери. Герой проходит сложный путь, учится, развивается, чтобы в конце добиться успехов и в творчестве, и в военном деле, и в политике. А вот душевную гармонию, спокойствие, личное счастье ему обрести так и не удается.

На протяжении двух действий интересно наблюдать за героями, их передвижениями из Вильно в Москву, из Москвы в Варшаву, из Варшавы в Париж, из Парижа в Ниццу, из Ниццы в Лондон и так далее. Меняются страны, а вместе с ними — политические режимы, образ жизни, род деятельности Мины, которая стремится во что бы то ни стало обеспечить своему сыну безбедную жизнь, чтобы он мог спокойно учиться, развиваться, творить.

История любви матери и сына в спектакле «Обещание на рассвете»С каждой новой сценой Ромен взрослеет, обретает силу, становится все более выносливым. Параллельно стареет и слабеет его мать, которая много работает и значительно подрывает свое здоровье. Мимика, жесты, движения, посадка корпуса, голоса актеров меняются на протяжении всего спектакля. Голод и холод, война и унижения, бедность и страх, безграничная вера и гнетущее отчаяние, нарастающая физическая слабость при безграничной силе духа — чего только не приходится испытать героям за их насыщенную сценическую жизнь!

Камерный спектакль играется при аскетичной сценографии. На сцене висит огромное полотнище синего цвета, которое становится самолетом и поездом, салоном мод и отелем, больницей и вокзалом. Пространство мгновенно преображается при помощи реквизита — чемоданов и шляпных коробок, мебели и одежды, еды и букетов цветов.

Музыкальный материл интересен и разнообразен. В зависимости от ситуации, от душевного состояния героев, издалека доносятся громкие, протяжные звуки приближающихся поездов и самолетов, крики чаек, шум моря и ветра, фрагменты знаменитой арии Царицы Ночи из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» и революционной «Марсельезы».

В своей автобиографии Гари вспоминал события своей жизни, истории, связанные с матерью, с юмором, стильно, изысканно и изящно. В спектакле, как и в жизни, глубоко лирические, драматические и трагические моменты перемежаются с веселыми фрагментами, когда можно просто взять — и немного подурачиться, несмотря на возраст, социальный статус, самочувствие, политическую и экономическую ситуацию в стране и мире.

Лейла Абу-аль-Кишек вновь обратилась в своем творчестве к исторической фигуре. Снова режиссеру удалось создать глубокую, пронзительную постановку, вызывающую у зрителя важнейший театральный эффект катарсиса, дарящую богатую пищу для ума, предоставляющую возможность задуматься над многими вечными вопросами, проникнуть в мысли и прочувствовать характеры героев, всем сердцем любящих друг друга, но так и не сумевших обрести личное счастье и подарить его самому близкому, родному человеку.

http://artrepriza.ru/t?heatre/dram/214…XMx1?-UZmPg

 

 

24.03.2021г., автор light_lilli

» — Очень атмосферно играют…»

Прекрасное воплощение Григорием Антипенко автора пьесы Ромэна Гари в спектакле: «Обещание на рассвете»
Пьеса, длиною в целую жизнь! Две жизни! О любви матери (Анна Дубровская) и сына — трогательной, искренней, требовательной, порою болезненной, но всегда преданной!
Красивая, нежная, трепетная, печальная постановка! И тихий зал вокруг, всем вниманием впитывающий происходящее на сцене! Ком в горле в финале, но я стойко держалась! Абсолютная раздавленость и сумбур в голове! Требуется время на подумать и осознать увиденное!
Браво! Спасибо! Очень очень!
На поклонах из зала крикнули: «Круто»! И я подпишусь! Невероятно! Круто!

https://www.instagram.com/p/CM0dfYFiIWc/?utm_source=ig_embed

 

Автор Елена Мартынюк

Обещание -выполнить!

24, 25 марта на Симоновской сцене Вахтанговского театра состоится премьера спектакля «Обещание на рассвете» по роману Ромена Гари. Режиссер-постановщик Лейла Абу-аль-Кишек.

Это выпускница Театрального института имени Бориса Щукина (режиссёрская мастерская Юрия Еремина), уже поставившая на Симоновской сцене два спектакля — «Фрида. Жизнь в цвете» (2018 год) и «Нижинский. Гениальный идиот» (2019 год). Их главные герои — культовые фигуры мировой культуры Фрида Кало и Вацлав Нижинский. В основу обоих спектаклей легли тексты современного автора Ники Симоновой. «Обещание на рассвете» стало третьей работой молодого талантливого режиссёра. В ролях Григорий Антипенко и Анна Дубровская.

«Пронзительный роман-автобиография «Обещание на рассвете» (La promesse de l’aube), опубликованный в 1960 году, и поныне остаётся самым знаменитым произведением французского писателя Ромена Гари, — рассказывает Лейла Абу-аль-Кишек, которой принадлежит идея инсценировки романа. — Это признание в ответной любви к матери, размышление о том, как соотносятся задуманное и достигнутое, обещанное и происшедшее… Художественная автобиография Ромена Гари написана легко, изящно, иронично. Но под этим скрывается большая боль. Мать не раз спасала жизнь сыну; ее вера помогла стать ему известным писателем, достойным человеком, но принесла и немало страданий. Возможно, именно она впоследствии привела его к трагической развязке».

…Жизнь писателя Ромена Гари подобна захватывающему приключенческому роману, недаром этот псевдоним созвучен русскому повелительному «Гори!».

Роман Кацев родился в Российской империи, в Вильно (Вильнюсе), накануне Первой мировой войны. С матерью, будучи подростком, перебрался в Ниццу, служил в авиации, стал генеральным консулом Франции, кавалером ордена Почетного Легиона, автор более 30 литературных произведений. Гари – единственный писатель, дважды удостоенный престижной Гонкуровской премии: за роман «Корни неба» и роман «Вся жизнь впереди», написанный под псевдонимом Эмиль Ажар.

Герой романа «Обещание на рассвете» его выполнил. На заре юности (второй перевод названия книги «Обещание на заре») сын обещал любящей, вдохновляющей, требовательной матери, что исполнит все ее чаяния относительно себя. Обещал, потому что мать была опорой, мотором-гнётом, неиссякаемой любовью во плоти.

Истовая любовь «еврейской мамы» заключалась не только в необходимости одеть-накормить-проследить, но и вырастить, «вылепить» личность, мужчину, Защитника с большой буквы — матери и родины. Это достоверно, щемяще и предельно любовно играет Анна Дубровская. Герой оправдал надежды. Но стал ли счастлив? Или «посланники тоже плачут»?

Читайте Ромена Гари. Это раздумья, искренние признания, хлесткие характеристики, юмор, граничащий с сарказмом, учебники для мужчин, а в целом — история одиночества. И смотрите спектакль!

Трехчасовой (с антрактом) дуэт актеров воспринимается на одном дыхании, ни в коей мере не утомительно! С ними не хочется расставаться.

Спектакль готовили всего два месяца (пару раз слышались речевые запинания). Гигантский текст выучить за такое короткое время — подвиг (хотя в актерском мастерстве это не самое трудное). «Мой Сирано де Бержерак тоже Пели, танцевали, на глазах взрослели (а герой Антипенко периодически возвращался в детство).

В сценографии преобладает сине-серая гамма (художник Дина Боровик, художник по свету Сергей Мясников) полотнищ занавеса, костюмов, мячей. Возможно, потому, что через всю книгу проходит лейтмотив океана — друга главного героя, исповедника, судьи. И образ мяча, который нужно непременно поймать, тоже в характере Гари.

Многочисленны режиссерские находки при минимуме атрибутики. Так, приближаясь к образу мамы, герой увидел, она захлопывает заветную коробочку, где хранилась его первая награда — медаль за победу в пинг-понге. Понимаем: ее самой уже нет.

Единственный плащ превращался то в детскую куртку, то в накидку соседа, то в пальто пожилого пожилого постояльца гостиницы — и все роли Григория Антипенко. У него поистине «кошачья» пластика, недаром актер с детства любил наблюдать за поведением животных.

Интересно музыкальное оформление (композитор Николай Шипулин, хореограф Евгения Любашина). Музыка вообще одно из действующих лиц и помощников спектакля (символ Франции «Марсельеза», еврейские мотивы, мелодии на военную тему, оперная ария, остроумно заменяющая нецензурную лексику, песня Вертинского…).

Григорий Антипенко, рассказывая о работе над спектаклем, подчеркнул: «Прежде всего, труд всей команды. Пахота с 10 до 10. Мой герой, изначально легкоранимый, тонкокожий. Функция становления его как мужчины легла на плечи его матери, которая давала ему любовь, добро, действуя инстинктивно, интуитивно. Но позволила быть собой и совершать свои ошибки. Гари без матери невозможен — так же, как и она без него. Гари не смог отпустить от себя душу матери, у него навсегда осталась потребность в поддержке. Когда ее не стало, он повторил самоприговор Хэмингуэя.

Этот персонаж мне созвучен, я здесь как бы исповедуюсь. Считаю, чтобы состояться, надо уйти из семьи вовремя. У меня четверо сыновей, старшего сына пора отпускать. Так было и со мной. Это отчасти национальная история. Мой 60-летний друг заметил: «Это история каждого второго мальчика в Одессе».

Участие Анны Дубровской — стопроцентное попадание «в десятку». Она вошла в роль всего за полтора месяца». А вот слова самой Анны Дубровской, очаровательной, стройной, органичной: «Я не впервые играю роль матери. Но тут противоречивый, «документальный» характер. Мать главного героя действует наощупь, интуитивно. Оптимистка и авантюристка, сильная и беззащитная. Она им руководила, так как не только придумала выдающиеся качества сына, но и свято в них верила. Была убеждена, что он станет большим, великим, и вместе с ним росла и самоутверждалась, отдавала частицу своего мужества и истово купалась в даже небольших сыновьих победах. До таких ролей предстоит еще дорастать.

Ее сын больше не смог найти другую такую любовь и умирает. «У каждого фонтана я испытывал жажду, никакой источник не мог ее удовлетворить, потому что однажды я уже напился сполна».

Был ли Ромен Гари счастлив, исполнив обещание? Наверное, это останется главным вопросом и книги, и спектакля, поставленного без грамма «сладости», без сантиментов».

На вопрос, что вы чувствуете, отыграв спектакль, актриса ответила: «Грусть. Но светлую. Единство со зрителями, у каждого из которых есть такие же чувства и душевные травмы».

Жаль, не задала вопрос актерам, которые старше и опытнее Лейлы Абу-аль-Кишек, что именно она подсказала как режиссер, какую сверхзадачу поставила. Но, думается, это можно и самому понять, проследив, впитав, поняв ее режиссерский почерк — полной самоотдачи. Для этого нужно посетить поставленные ею спектакли.

Сценическая версия «Обещания на рассвете» Театра им. Пушкина снискала зрительское одобрение. Верю, что и вахтанговскую ждет успех. Ведь ее создателям тоже хочется сказать «Верю!» Станиславского!
https://eurasia.fm/tem?a-dnya/obeshhan…olni?t.html

 

 

Автор: turandot_premiya

Вы всегда держите свои обещания?

24 марта на Симоновской сцене театра им. Вахтангова @vakhtangov_theatre состоялась премьера спектакля «Обещание на рассвете» режиссера Лейлы Абу-аль-Кишек @leylawestwood

Спектакль поставлен по одноименному автобиографическому роману французского писателя Ромена Гари. Его творчество сегодня переживает новый виток популярности. В 2017 году по этому же роману был снят фильм с великолепной Шарлоттой Гинсбург. В центре сюжета отношения главного героя с матерью, его попытка отрефлексировать и понять их влияние на формирование своей личности.

Выбор темы спектакля очень симптоматичен для нашего рефлексирующего времени. Просмотр может заменить сеанс у психолога. Вместе с главным героем вы вспоминаете свое детство, своих родителей, свои радости и переживания, победы и поражения. Спектакль заставляет задуматься и многое переосмыслить. И вызывает желание срочно позвонить маме

Роли писателя и его матери блестяще сыграли Григорий Антипенко и Анна Дубровская. Их дуэт необычайно гармоничен. Характеры героев реалистичны и объемны, за их развитием интересно наблюдать. Необычна пластика артистов, а действие наполненно музыкой.

В одном из интервью режиссер сказала: «Главное, чтобы театр был живым и «цеплял» зрителя». Ее спектакль «цепляет», он живой и найдет отклик в каждом из нас.

Итог: к просмотру рекомендуем.

https://www.instagram.com/p/CM2KVmeCBXV/?utm_source=ig_embed

 

27.03.2021г., автор Александра Кучумова.

На Симоновской сцене театра им.Вахтангова режиссер Лейла Абу-аль-Кишек представила спектакль «Обещание на рассвете» по автобиографическому роману Ромена Гари, посвященному подвигу материнской любви.

Эта история о двух близких людях: она – любящая мать – пытается воплотить свои мечты через сына. Он, ведомый ею, ищет свой путь и талант. Она следует своей мечте – сделать из сына великого Человека. Он в какой-то момент начинает воспринимать ее мечты как свои. К сожалению, есть одно «но» – материнская любовь и безоговорочная вера в сына, ведущая его по жизни, делает из Гари успешного, но неуверенного, робкого и совсем неспособного к самостоятельной жизни человека. Должна ли мать так любить своего ребенка, ведя его «за руку» до своих последних дней?

Именно этот вопрос исследует в своей новой работе Лейла Абу-аль-Кишек:

«Художественная автобиография Ромена Гари написана легко, изящно, иронично. Но под этой легкостью скрывается большая боль. Мы искали материал, который прозвучит актуально сегодня, историю человека, который искал себя и боролся со своим одиночеством».

Выпускница режиссерской мастерской Юрия Еремина театрального института им.Щукина уже поставила на Симоновской сцене два биографических спектакля: «Фрида. Жизнь в цвете» и «Нижинский. Гениальный идиот». В отличие от них, «Обещание на рассвете» решен совсем камерно: сценическая версия освобождена от многочисленных второстепенных персонажей и сосредоточена всего на двух главных героях.

Основным сценографическим решением спектакля становятся синие полотна ткани, которые с помощью игры света и тени превращаются и в модный салон, и в самолет, и в отель. Разнообразное музыкальное оформление во главе с «Марсельезой», которая как поезд проносится через весь спектакль, иллюстрирует ситуационные моменты и душевное состояние героев.

Вильно, Москва, Варшава, Париж, Ницца, Лондон… Города мелькают, но одно остается неизменно: Мать везде находит работу и трудится, не покладая рук, чтобы ее мальчик мог спокойно искать свой талант и учиться. Мы наблюдаем за тем, как формируется и меняется молодой человек, ведомый матерью сквозь перипетии судьбы, сквозь войну и города.

Анна Дубровская воплощает на сцене образ матери, которая сделает для сына все: направит, поддержит, спасет. Актриса молодеет и стареет на глазах зрителей: обворожительная и изящная, такая сильная, но такая слабая, эта женщина думает только о своем ненаглядном мальчике. На ее долю выпадают непростые испытания, но переезды и проблемы не способны сломить эту авантюрную героиню. Она ни за что не даст сыну спасовать перед трудностями и будет поддерживать его до последнего.

По словам режиссера, материал для спектакля подбирался конкретно под актера Григория Антипенко, и его Гари – очень ранимый и тонкокожий – рассказывает свою историю как исповедь. Герой проходит трудный путь, и добивается внешнего успеха, вот только обрести душевное равновесие ему так и не удается. Тем не менее, в спектакле много иронии и доброго юмора, которые выступают некоей защитой от боли и страха.

Всегда актуальная тема безграничной и самозабвенной любви матери к сыну показана создателями романтично. Этот глубокий спектакль прежде всего про большую материнскую любовь. Про мать, искренне уверенную в гениальности сына. Такая любовь способна не только вдохновить на подвиги, но и сломать, оставить совершенно неприспособленным к жизни без нее. Обещания, казалось бы, исполнены, но они не принесли ни счастья, ни радости. Без матери все теряет смысл.

https://teatrtogo.ru/2021/03/27/ispytanie-na-dvoih-spektakl-obeshhanie-na-rassvete-teatr-im-vahtangova/

 

 

Автор: Марина Эратова,

Закулисье. Театр и кино от 27 марта 2021г.
ЕГО СПАС КОТ
и еще любовь матери — в спектакле «Обещание на рассвете» в Вахтанговском

«Меня спас кот, — признается несостоявшийся когда-то скрипач, танцовщик, живописец. Зато, как и предсказала ему мать, он стал отважным военным летчиком, знаменитым писателем – дважды лауреатом Гонкуровской премии, генеральным консулом Франции, кавалером ордена Почетного легиона, и к тому же «одевался по-лондонски!»
А пока, мальчишка Роман с Сиротской улицы из дома номер 6а, что в Вильно в Литве, из еврейской семьи коммерсанта Кацева, где всем заправляла авантюрная фантазерка провинциальная актриса Мина Овчинская, продолжал внимательно наблюдать за своим спасителем…
— «страшно плешивым и паршивым котом цвета апельсинового мармелада, с драными ушами и с такой усатой, преступной и хитрой мордой, какая бывает только у старых котов с богатым жизненным опытом. Внимательно посмотрев на меня, он принялся лизать мне лицо. Мне было этого довольно для счастья. Я извлек из кармана крошки от пирога и угостил его. Короче, жизнь стоила того, чтобы жить».
Это философское откровение и еще много проникновенно личного рассказал о себе, своей матери, друзьях и недругах герой романа «Обещание на рассвете» Ромен Гари, жизнь которого выписывала такие фантастические виражи, сравнимые разве что с фигурами высшего пилотажа. Своей феерической судьбе он, без всякого сомнения, был обязан любящей его до самозабвения матери, которая не чаяла в нем души и делала всё, чтобы её мальчик, во что бы то ни стало, вышел в люди. Но, в то же время, эта беззаветная материнская любовь превратилась для него в непреодолимую ношу.
Трогательную историю по роману Ромена Гари «Обещание на рассвете» представила на Симоновской сцене Вахтанговского театра молодой режиссер Лейла Абу-аль-Кишек вместе с актерами Григорием Антипенко и заслуженной артисткой России Анной Дубровской. Я всегда смотрю спектакль, что называется, с чистого листа, не обращаясь к литературному материалу, чтобы не сравнивать постановку с текстом, а эмоции, благодаря действу на сцене, были бы ярче. Сценическая версия романа «Обещание на рассвете» подтвердила мою версию – на сцене события предстали пронзительно эмоционально, непредсказуемо захватывающе почти как в детективе.
Роман Гари (Григорий Антипенко) представляет историю своей жизни так увлекательно и правдиво, что каждый его монолог, разговор с матерью превращаются в исповедь, откровения которой погружают нас в историю непредсказуемой судьбы, которую, впрочем, предрекла ему мать. Такая безграничная материнская любовь позволила ему поверить в себя, свои силы, способности. Хотя, как признается сам автор романа, его всю жизнь преследовала депрессия, но, как ни странно, именно она подталкивала его к творчеству.
Образ матери, созданный актрисой Анной Дубровской, трогательный и духоподъемный, чья почти магическая вера в сына в тяжелые предвоенные и военные времена прошлого века позволила ей вырастить человека, талант которого оценил мир. Вначале она видела в нем великого скрипача, но убедившись в том, что эта затея нереальна, задумала вырастить знаменитого художника, потом танцовщика, в конце концов, её выбор пал на профессию литератора. Однако судьба её любимого чада распорядилась хоть и по-другому, но честолюбивые мечты провинциальной актрисы Нина Борисовская сбылись.
В каждой сцене, каждой реплике мать доказывает сыну, что жизнь на неудачах не заканчивается и, несмотря ни на какие трудности, надо идти вперед. Такая навязчивая опека на первый взгляд кажется излишней, но провинциальная актриса Нина Борисовская предстает той матерью, которую нельзя обвинить в её избыточной любви к сыну, хотя бы потому, что она мечтательница, которой вовсе не чуждо творчество, фантазия, вера в жизнь.
Сын перенимает от неё этот талант любви к жизни, который потом его спасет от неудач, ударов судьбы, трагедий. Так она вселяет в него веру и волю к жизни. «Мама, безумно любящая своего ребенка, противоречивая, трогательная авантюристка, одновременно сильная и беззащитная, слабая женщина, — говорит Анна Дубровская. — Это даёт возможность искать полутона в исполнении этой роли».
Сюжет постановки — будто яркое лоскутное одеяло, где каждый цвет – свое время, своя страница жизни будущего военного летчика и писателя, а каждый эпизод – своеобразный мини спектакль, который хочется увидеть вновь. Иногда даже кажется, что на сцене другие актеры, насколько в разных образах они предстают, представляя жизненные перипетии героев.
«Это пронзительная история любви сына и матери, — говорит режиссер Лейла Абу-аль-Кишек. — Художественная автобиография Ромена Гари написана легко, изящно, иронично. Но под этой лёгкостью скрывается большая боль. Любовь матери не раз спасала жизнь сыну, её вера помогла стать ему известным писателем, достойным человеком, но принесла и немало страданий. Возможно, именно эта история оказала самое сильное влияние на жизнь Ромена Гари, которая впоследствии привела его к трагической гибели»
Знаменитый роман достаточно трудно превратить в сценическую версию (Станислав Барышников), но еще сложнее представить инсценировку на сцене, что оригинально, с большой выдумкой воплотила на сцене молодой режиссер. Музыкально-танцевальные фрагменты (Евгения Любашина) органично и с выдумкой оживляют и украшают спектакль, несмотря на то, что сам сюжет не так уж оптимистичен. Два с половиной часа двое на сцене представляют историю, полную нежности, преодоления себя, борьбы за выживание – нелегкая задача для актеров и режиссера.
Однако, если проникновенная история личности проникает в душу самих создателей спектакля, то зритель наверняка прочувствует это и на продолжительности действия это никак не скажется. Спектакль «Обещание на рассвете» — интересный, оригинальный выбор режиссера, который всегда будет современен, хотя бы потому, что любовь матери к своим детям, кроме инстинкта, подразумевает еще самоотречение и самопожертвование.
Есть, правда, такой анекдот про еврейскую мать: сын гуляет во дворе, она кричит ему: «Миша, домой!» «Что, «замерз?», — спрашивает Миша. — «Нет, хочешь кушать!» Нина Борисовская из далекого Вильно начала прошлого века знакома и близка нам, и кто-то наверняка узнает в ней себя. Вера в романтику будущего, мечты, подаренные матерью, иногда сбываются, как искренне поведал нам Ромен Гари. «Моей маме 79 лет, — рассказал Григорий Антипенко. — Для меня это очень больная, трогательная, щемящая тема. Поэтому это мой подарок маме. И попытка хоть как-то сказать ей спасибо за все, что она для меня сделала».

https://zakulisy.wordpress.com/2021/03/27/его-спас-кот/