Шекспир на московской сцене

Театр им.Евг.ВАХТАНГОВА, «Отелло»

В театре Вахтангова «Отелло», поставленный хореографом Анжеликой Холиной, лишился диалогов, монологов, признаний и языком пластики поведал о трагедии любви и неверия, коварстве и ревности.

В предпремьерных интервью А.Холина рассказала о своей новой работе:

«В театре мне хочется говорить о любви, взаимоотношениях и судьбах людей, поэтому я выбрала «Отелло» — великое произведение Шекспира, где он изобразил страшную, поистине потрясающую трагедию человека, который убил самое дорогое ему существо и лишил свою жизнь всякого смысла. <….>

Мои спектакли для чувствительных людей. Люди считывают то, что я хочу сказать. Принимают очень хорошо. И плачут… Спектакли разные, но все они — красивые. Для меня очень важна эстетика. Это имеет большую силу. Создать красоту на сцене очень сложно. Но я как раз этим и занимаюсь».

В постановках Холиной большое значение имеют массовые сцены — пластические композиции, которые помогают сделать зримыми и важные сюжетные эпизоды, и сомнения, размышления действующих лиц.

Есть дежурное театральное слово «массовка». Но здесь это не массовка, а важнейшая составляющая часть спектакля. В программке они обозначены: «Девушки-волны, турки, мысли». Вереница серых безликих фигур, сходящихся и расходящихся в причудливых движениях — это злые, коварные, опасные как клубок ядовитых змей — помыслы Яго, это страшные подозрения, терзающие душу Отелло, это та среда — враждебная и равнодушная, в которой умирает чувство Отелло и Дездемоны. Не люди на сцене — обобщенная толпа, маски. У исполнительниц даже нет лиц — серые комбинезоны окутывают фигуры с головой — кто-то из критиков написал: серые «кегли». В разных эпизодах появляются только пунктирные знаки принадлежности этих существ к какой-то категории. Например, когда на них яркие «турецкие» шаровары — это эпизод битвы Отелло и его воинов с захватчиками. Серой коварной змеей вьются они вокруг Отелло, их кольцо сжимается вокруг хрупкой фигурки Дездемоны, они — агрессивные внешние враги, они — та муть, что поднимается со дна души Отелло в ответ на тихие нашептывания Яго.

Удивительным образом Холина умеет, не повторяя приемы драмбалета, найти адекватные пластические средства для изображения конкретных состояний и физических действий. Нашептывания Яго — это мелкие суетливые движения кистей его рук около уха Отелло и мимика актера. Яго — самый земной и конкретный персонаж этой истории, поэтому на его плечи в прямом смысле ложится самый тяжелый груз. И Виктор Добронравов блестяще с со своей задачей справляется.

Актер живет столь наполнено, что не только движения, но и чрезвычайно выразительное подвижное лицо так точно передают внутреннее состояние коварного Яго, что кажется, будто слышишь сказанные им слова.

Холина придумывает ему проходы на полусогнутых ногах — и в этих быстрых почти уродливых движениях, пластически чисто и выразительно выполненных актером, смесь раболепства и ехидной насмешки над сильными мира, которые так падки на лесть и внешние проявления лояльности.

Ольга Лерман — настоящая молодая звезда. В 25 лет сыграть Анну Каренину, Кармен (в спектакле труппы Холиной), Дездемону и Татьяну Ларину — это ли не удача! С такой же отдачей, как при исполнении главных ролей, она танцевала в массовке спектакля «За двумя зайцами», появляется в массовых сценах других спектаклей театра.

Темперамент, балетная выучка (до института имени Б.В.Щукина училась в бакинском хореографическом училище), тонкость и глубина, внутренняя наполненность и трепетность, удивительная способность к внутренним и внешним изменениям — это Ольга Лерман.

Для Дездемоны О.Лерман находит свои краски — это чистота и почти неземная высота облика. Она одна одета в белое в черно-сером пространстве спектакля. В ней трепещет и играет каждый пальчик, каждый изгиб пленительного тела. Это — проснувшаяся женственность. В ней меньше чувственности, больше прелести и нежности. И отчаянья. Едва появляясь, Лерман буквально приковывает взоры.

Отелло Григория Антипенко брутален и жесток. Они слишком разные с Дездемоной, и их чувство слишком хрупко и прекрасно для мира безжалостных воинов. Мужчина-солдат, привыкший во всем идти до конца — в этом и сила, и слабость Отелло. Антипенко не демонстрирует разнообразия красок, но последовательно вместе с постановщиком выстраивает образ сурового и беспощадного воина, лишенного рефлексии.

Кассио в исполнении Павла Тэхэда Кардэнаса оказывается мягким и слабовольным рабом своих страстей. Его почти детская зависимость от других становится причиной гибели Дездемоны.

Хороша Бьянка Лады Чуровской — по-женски привлекательная, манящая, страдающая.

Холина — художник жесткий, и пощады от нее не жди. Для нее это не история о ревнивом или доверчивом влюбленном мавре (в этом спектакле Отелло так же белокож, как и остальные персонажи). Мрачная чернота пространства, в котором разыгрывается эта история — это чернота, царящая в человеческой душе и сознании. И не случайно так ярок Яго, потому что он — черный человек Отелло и олицетворение черных сторон души отважного генерала. Странное существо в накидке с капюшоном, появляющееся в финале, оказывается Яго — он на секунду выходит из толпы себе подобных и растворяется среди них, становится неотличим от других. Он — везде, рядом и в любом. Каждый должен суметь победить в себе своего яго.

Художник Мариус Яцовскис, давний соавтор Холиной, поселяет героев в черное пространство, и только в центре — огромное металлическое сооружение, полусфера, сделанная из металлических изогнутых прутьев. Оно поднимается ввысь и становится люстрой. Опускается на сцену — и это и корабль, и образ клетки, в которой существует человек. Клетки условностей, предрассудков, гибельных страстей. И черные вороны сидят на металлических прутьях, как вестники беды.

Спектакль поставлен на музыку Джона Адамса и других композиторов.

http://www.strast10.ru/node/3034