Театр имени Вахтангова покажет новый пластический спектакль

  Еще не утихли бурные дискуссии вокруг трактовки «Отелло» Юрием Бутусовым, как уже в эти выходные столичной публике будет представлена еще одна версия шекспировской трагедии. Режиссером выступает Анжелика Холина. Если брутальный сатириконовский спектакль изучает самые темные свойства человеческой сущности, то вахтанговский преследует иную цель – по-своему рассказывает историю о любви и о разрушительной силе ревности.

Шекспировские страсти разворачиваются в некоем иллюзорном мире вне конкретного континента, страны, эпохи, причем все эти пространственно-временные нюансы не так уж и важны. Важна эстетика. Холина намеренно стремится делать красивые спектакли, щедро приправленные романтикой, и «Отелло» не исключение. Если герой – воин (в литературном оригинале даже с высоким чином «генерал»), то он будет наделен самыми ценными мужскими качествами. Главный герой красив не только внутренне, но и внешне – мавр в современном театре уже не в моде, поэтому вместо «страшилища, в котором все противно», предстает атлетичный, статный Григорий Антипенко (в черной военной форме он чем-то напоминает клерика Джона Престона, сыгранного Кристианом Бэйлом в фильме «Эквилибриум»: те же плотно сжатые, напряженные губы, тот же пронизывающий взгляд).

Впрочем, такого яркого персонажа могло бы и не быть – сам Антипенко, кажется, до сих пор не может окончательно поверить в то, что Холина не ошиблась с выбором. «Я жду премьеры. За те полгода, что мы репетировали спектакль, мне очень много пришлось пережить. Я благодарен режиссеру за терпение, ведь ей буквально пришлось из камня высекать моего Отелло». Анжелика Холина любит ставить драматических актеров в нехарактерные для них рамки хореографического действа, а благосклонные отзывы критики и интерес публики – веское доказательство тому, что ее эксперименты обогащают жизнь современной театральной сферы. «Когда артист выступает не в своем жанре, ему не нужно чувствовать ответственность. Нужно просто довериться режиссеру. Гриша Антипенко сначала не понял, куда попал. Теперь я уверена, что Отелло станет для него ролью ролей. Все актеры, если их уважать и любить, способны выдавать такое!»

Не один Антипенко оказался в затруднительной ситуации. Перед его партнершей Ольгой Лерман стояла не менее сложная творческая задача: актрисе нужно было создать новый образ, который бы не повторял героинь других спектаклей, не так давно появившихся в репертуаре Театра Вахтангова («Евгений Онегин», «Анна Каренина»). «Мне кажется, ей это удалось, — говорит Холина. – Она меня удивляет и я ее тоже». Действительно, удивиться есть чему, и даже в плане физической нагрузки: хрупкой Дездемоне приходится повторять за своим партнером сложные движения и в какой-то момент держать его на своей спине (ветераны танцев на льду Марина Анисина и Гвендаль Пейзера, не раз использовавшие аналогичный прием, содрогнулись бы при виде такой акробатики).

Исполнитель роли Кассио, студент третьего курса «Щуки» Павел Тэхэда Кардэнас попал в проект с легкой подачи Евгения Князева. «Я пришла в институт, — рассказывает Холина. – Спросила, не хочет ли кто-нибудь сыграть у меня в новом спектакле. Евгений Князев взял Пашу за руку, подвел ко мне: «Вот это очень пластичный мальчик». Коварного Яго играет Виктор Добронравов. «Он – страшный человек. Но я его люблю. Почему? Как можно не любить своего героя?», — шутит актер.

Язык пластических спектаклей Холиной не прост, но доступен рядовому зрителю. Более того, он очень конкретный и аргументированный. Актеры не произносят ни слова, но смысл движения четко считывается со всеми вложенными в него эмоциональными нюансами. Это касается не только лирических сцен, но и тех, в которых появляется юмор. «Я не люблю пустых танцев. Да и с драматическими актерами мне нравится работать еще и потому, что их невозможно заставить делать то, чего они не понимают», — говорит Холина.

http://www.teatrall.ru