Вахтанговский театр станцевал «Отелло»

Григорий Антипенко (Отелло) и Ольга Лерман (Дездемона) обошлись без текста великого драматурга
Вахтанговский театр станцевал «Отелло»

Пять лет назад Римас Туминас привел в Вахтанговский театр свою соотечественницу, хореографа Анжелику Холину, с которой сотрудничал в Литве, и она сочинила «Город женщин» — танцевальный ретроспектакль без слов, в котором актрисы театра от мала до велика блистали в образах див 1940-х годов.

В прошлом сезоне Холина замахнулась на «Анну Каренину», снискав славу режиссера, умеющего найти оригинальный подход к «нетанцующим» драматическим артистам. В этой же работе она открыла молодую актрису Ольгу Лерман, исполнившую роль Анны (чуть позднее актриса сыграла Кармен в антрепризной постановке Холиной).

В новом спектакле Лерман досталась партия Дездемоны, роль Отелло исполнил Григорий Антипенко, Яго — Виктор Добронравов. Лишив голоса великую пьесу Шекспира, режиссер ее изрядно сократила и сопроводила музыкой Джона Адамса и других современных композиторов.

Действие спектакля перенесено из Венеции в некое условное пространство (художник — Мариус Яцовскис). Душные черные декорации, огромная люстра в форме клетки, тусклые лучи света (сложную световую партитуру создал Тадас Валейка). Дездемона в белом платье (единственное светлое пятно в палитре спектакля) недолго упивается любовью, мрачный кордебалет в мгновение ока превращает ее в безмолвную куклу, перед смертью танцующую страшный танец: сломленная и покинутая, она с размаху падает на пол, словно не в силах управлять своим телом.

Режиссера интересует механизм разрушения гармонии. Шаг за шагом Холина изучает надвигающиеся несчастья, погружая героев в беспросветный мир, где царствуют зависть, навет, ложь и жестокость. В финальной сцене с Отелло кажется, что Дездемона заведомо мертва. Утратив веру в ее любовь, Отелло морально уничтожил самое дорогое существо гораздо раньше, чем физически.

Для крепкого драматического актера Антипенко, играющего застегнутого на все пуговицы доблестного генерала, который вдруг становится беззащитным и доверчивым, танцевальный Отелло — роль на преодоление.

Его партнерша Ольга Лерман, напротив, чувствует себя в танце как в родной стихии. Любое появление на сцене легкой, стремительной и импульсивной девочки кажется внезапной вспышкой солнечного света. Во многом этот образ навеян легендарной постановкой Эймунтаса Някрошюса, в котором Дездемону играла балетная прима Эгле Шпокайте.

Роль шекспировского злодея в постановке Холиной — своеобразный бенефис Виктора Добронравова. Его Яго не просто обиженный завистник, а почти князь тьмы, отдающий приказания силам зла. В вахтанговском спектакле он командует огромной массовкой безликих теней — фигуры в черном трико сопутствуют Яго, опутывают сетями жизнь главных героев, засасывают в черную воронку Отелло, обступая его со всех сторон.

«Ревность — чудовище, само себя зачинающее и рождающее». Талантливый полководец одерживает победу над иноверцами, но проигрывает собственным сомнениям. Яго правит бал теней, но в ключевой сцене, вплетаясь в танец Отелло и Дездемоны, превращается в одну из них.

http://izvestia.ru/news/560607